Правила обращения с детьми: уловки мам-экспертов

altФОТО Getty Images 

1. КАК ОТУЧИТЬ ЕГО ПЕРЕБИВАТЬ ВЗРОСЛЫХ?

«Наш пятилетний Сеня любить поговорить и вопросы из него так и сыпятся, — рассказывает Надежда. — С одной стороны, меня это очень радует, но переодически выводит из себя. Когда я разговариваю с подругой или мы с мужем наконец садимся немного поболтать после работы, сын тут как тут: встает рядом и начинает: «Мама, мама, мама, мама…».

На прошлой неделе я разговорилась в парке со знакомой мамой. Ее трехлетний сын подошел к нам и хотел что-то сказать. Но вместо того чтобы перебивать, он просто положил руку на ее запастье и стал ждать. Моя знакомая положила свою руку на его, чтобы дать ему знать, что она заметила, и мы продолжили разговор.

Закончив говорить то, что хотела сказать, она повернулась к малышу и обратила на него все свое внимание. Я была поражена. Так просто! И столько уважения и по отношению к ребенку, и по отношению к родителю, и тому человеку, с которым вы разговариваете. Ее сыну нужно было подождать всего минуту до того, как мама закончит предложение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ«Мамы, а вы устаете от своих детей?»

Мы с Сеней попробовали этот прием и моему сыну он тоже очень понравился! Теперь он гордится, что умеет терпеливо ждать и в восторге от секретного кода, которым теперь может пользоваться».

2. КАК ПОВЫСИТЬ ЕГО САМОДИСЦИПЛИНУ?

Многие родители, глядя на своего ребенка, не без горечи думают, как бы заставить его посидеть спокойно хоть пять минут. Разве что телевизор включить. Когда он наконец станет прилежным и целеустремленным?

Способность не отвлекаться не только на внешние раздражители (одноклассник строит рожи), но и на внутренние, например на мысль «у меня не получится», называется «когнитивный контроль». Когнитивный контроль необходим, когда мы работаем с умственной информацией. Это способность держать в памяти телефонный номер, пока набираешь его, планировать следующий ход в шахматах или взвешивать все «за» и «против» в каком-то выборе, подавлять раздражение и сдерживать импульсивные неадекватные реакции.

«Десять лет назад считалось, что самоконтроль, точно так же как интеллект, дается с рождения – или он у тебя есть, или его у тебя нет, – говорит По Бронсон, эксперт по воспитанию и обучению детей и отец дочери-дошкольницы. – Сейчас ученые склоняются к тому, что эти качества гибкие и поддаются тренировке. Когда дети планируют и ставят цели (на час, на день, на неделю), укрепляется часть префронтальной зоны коры головного мозга, отвечающей за концентрацию и разработку планов».1

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕВертолеты, тигрицы и другие виды родителей

Кроме того, дети не станут отвлекаться, если полностью поглощены тем, чем они решили заниматься. В 1950-х годах в СССР было проведено исследование. В одной группе детей просили стоять спокойно «так долго, как они смогут». Дольше двух минут ни у кого не получилось. Втрой группе обяъснили, что они должны стоять, как часовые на посту, и дети простояли одиннадцать минут.

Мотивация имеет огромное значение, так как сопровождается выбросом дофамина в мозг, что улучшает сообщение между нейронами. Получается, что при мотивации мозг работает лучше и передает сигналы быстрее. Соответственно, мотивированные дети учатся быстрее и лучше.

Три упражнения, которые помогают развить самодисциплину.

  • Перед началом занятия дети пишут планы – чего они собираются достичь в течение двухчасового занятия. Если дети отвлекаются, им нужно напомнить о том, что написано в их планах.
  • Когда детсадовцы учатся писать, приучайте их проговаривать сначала вслух, а потом про себя, что они делают: «Начинаем букву сверху и рисуем полукруг».
  • Показывайте не на слово, в котором ребенок сделал ошибку, а на строчку, где это слово находится, чтобы ребенок нашел ошибку сам.

Благодаря такому подходу дети становятся внимательнее, начинают думать, а не механически делать то, что просит их преподаватель.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕЗачем нам быть авторитетными

3. ЧЕМ ЗАНЯТЬ ЕЕ В МАГАЗИНЕ?

Вы пришли с малышом в супекрмаркет. В голове длинный список — предстоит закупить продукты на неделю. Вам нужно сосредоточиться, а ребенок, как назло, капризничает. «В один из таких моментов мне в голову пришла гениальная идея, — делится опытом мама трехлетней Матильды. – Я купила коробку детского сухого завтрака в виде колечек из овсяной муки, сделала из них ожерелье и водрузила дочке на шею. Ожерелье тут же поглотило все ее внимание. Я получила необходимую передышку, чтобы заняться покупками, а ребенок – интересное занятие, которое к тому же помогает развить двигательные навыки».2

Этот трюк можно использовать, когда вам нужно занять детей минут на тридцать-сорок.

Е. Мурашова «Экзамен для родителей»
Е. Мурашова «Экзамен для родителей»Детский психолог Екатерина Мурашова предлагает нам сборник педагогических (и психологических) задач – реальных историй из своей практики. Каждая сопровождается вариантами ответов. Выбрав свой вариант, можно заглянуть в конец книжки и узнать, какой ответ считает правильным психолог.
1 Подробнее об этом читайте в книге По Бронсон «Мифы воспитания: наука против интуиции» (Манн, Иванов и Фербер, 2014).
2 Подробнее см в англоязычном блоге «Воспитание мисс Матильды», который ведет ее мать (raisingmissmatilda.com).
Источник — http://www.psychologies.ru/roditeli/children/pravila-obrascheniya-s-detmi-ulovki-mam-ekspertov/

Добавить комментарий