Что должен уметь ребенок в 5 лет

wfacQJz2ME8Внимание.

–   Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15-20 минут.

–    Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

–    Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

–    Копировать в точности узор или движение.

–    Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например,называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал   название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных  принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для  спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце  которого звук «а», – подними руку и т.д.

Мышление.

–   Не путает  понятия  «вчера» и «завтра»,  «завтрак»,  «ужин»,  а если и ошибется, то сам замечает и исправляет ошибку;

–   Находить и объяснять несоответствия на рисунках.

–   Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

–   Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

–   Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.

–   Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).

–   Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.

–   Складывать пазлы без посторонней помощи.

–   Закончить предложение,  используя умозаключение: «Если папа выше мамы, то  мама…», «Если два больше одного, то один…»  и т. д.

–   Определять последовательность событий по картинкам   – что вначале,   что потом.

Память.

–   Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2  сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10.

–   Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван,  карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее   4-5 слов.

–  Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

–  Запоминает все новые слова, выспрашивать взрослых о значении новых слов.

–  Запоминать считалочки  и скороговорки, рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

–  Запоминает фразы из 5 – 7 слов,  например: «У Игоря много игрушек и есть красивая   большая   машинка».

–  Повторяет в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

 Мелкая моторика.

–   Аккуратно вырезать картинки.

–   Писать буквы и числа.

–   Дорисовывать недостающие детали к картинке.

–   Бить молотком по гвоздю.

–    Воспроизводить геометрические фигуры по образцу.

–    Обводить рисунки по контуру, заштриховывать фигуры. Штриховать рисунки, не  выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.

–   Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.

–   Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направлениедвижения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

–  Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

Крупная моторика.

–   Хорошо бегает.  Умеет  пробежать без остановки, довольно быстро, от 200 до   300 метров по пересеченной местности. Бегает на носках.

–   Прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге,

–   Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

–  Хорошая координированность движений —  если попросить ребенка закрыть глаза  и дотронуться пальцем до макушки, до кончика носа, до уха, до плеча, до колена,   он с легкостью и безошибочностью сделает это.

–  Хорошо играть с мячом,  достаточно ловко ловит мяч, весьма точно его бросает.

–  Демонстрировать хорошо развитое чувство равновесия, может пройти по узкой   доске, может  кувыркаться, раскачиваться на качелях.

–  Уверенно чувствует себя на «шведской» стенке;

–  Может немного подняться по канату с помощью рук и ног.

Математика.

–   Пишет цифры от 0 до 10,

–   Соотносит цифру с количеством предметов.

–  Умеет из неравенства делать равенство.

–   Умеет писать и пользоваться математическими знаками.

–   Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому   маленькому и наоборот.

–   Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.

–   Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры.

–   Ориентируется на листе бумаги.

–    Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им   описание.

Развитие речи.

–   Использовать в речи синонимы, антонимы, слова, обозначающие материалы, из   которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

–   Знать и уметь писать печатные буквы алфавита.

–  Определять количество слогов в словах,

–  Пересказывать  небольшие рассказы..

–   Активный словарь  2-3 тысячи слов.

–   Пассивный словарь – 14 тысяч слов

–   Составлять предложения из предложенных слов, например:  рисунок, девочка,  рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с , на и т. д.

–   Образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха — меховая шапка   и т.д.

–  Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда невытащишь и рыбку из пруда».

–  Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок.

–  Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки,содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.

–  Составлять предложения из 3-4 слов.

–  Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное,  вопросительное.

Окружающий мир.

–   Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.

—    Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать   название нашей планеты.

–   Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти    профессии, какую приносят пользу людям.

–   Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.

–   Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.

–  Отличать хищных животных от травоядных.

–  Отличать перелетных птиц от зимующих.

–  Отличать садовые цветы от полевых.

–   Отличать деревья от кустарников.

–   Называть  явления природы.

–   Хорошо контактировать не только с детьми, но и со взрослыми людьми — сдрузьями родителей, с соседями и пр.

Домашние обязанности:

–  Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

–  Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой.

–  Самостоятельно наливать себе питье. Сервировать обеденный стол.

–  Добавлять согласно рецепту некоторые ингредиенты.

–   Расстилать и убирать постель и убирать комнату.

–   Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.

–   Чистить зеркала, если они низко расположены.

–   Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу белое белье, в другую —  цветное. Складывать чистое белье и убирать его.

–   Вежливо отвечать на телефонные звонки.

–  Помогать по уходу за двором.

–  Оплачивать мелкие покупки.

–  Помогать папе  мыть машину.

–  Помогать выносить мусор.

–   Самостоятельно решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных  для развлечений.

–  Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним.

–  Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.

Психологические потребности:

–   Потребность в общении со сверстниками.

–    Творческая активность.

–    В движении

–    В самостоятельности

Мотивы 5-ти леток:

–    Взаимоотношения  с людьми

–    Потребность в дружбе

Как можно удовлетворять::

Ребенку очень  нужен собеседник, с которым он мог бы обсудить волнующие его темы. Делать это следует в спокойной обстановке и наедине. Выделяйте время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним «о жизни».

Ведущая деятельность:

Сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция:

Воображение

Особенности возраста:

—   Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

—   Общение со взрослыми внеситуативно – личностное.

—   Общение со сверстниками  внеситуативно — деловое.

—   Половая идентификация.

—   Появление творческой активности во всех видах деятельности.

—   Развитие фантазии.

—    Доминирующее настроение ребенка этого возраста — бодрое, веселое.  Если ребенок не болен и кем-нибудь не обижен, то он демонстрирует оптимизм, радуется жизни;

—    Постоянно обнаруживает стремление помочь маме или папе, бабушке или дедушке.

—   Если между ребенком и кем-нибудь из взрослых возникает конфликтная ситуация,  ребенок в большинстве случаев проявляет готовность уступить, быстро соглашается  на компромисс, не упрям.

— Половое самосознание после 5 лет изменить невозможно.

— К 5.5 годам формируется фундамент личности:

— Возникает своя внутренняя позиция.

— Формируются психологические установки.

— Осознание и понимание своей роли, своего места в семье и другой микросреде.

Новообразования:

—   предвосхищение результата деятельности;

—   активная планирующая функция речи;

—   внеситуативно – деловая форма общения со сверстниками.

Цели и задачи взрослых:

—   Формировать элементы произвольности психических процессов во всех видах    деятельности.

—   Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала   ребенка.

—   Способствовать развитию эмпатийных проявлений (эмпатия = сопереживание, сочувствие) .

—   Побуждать детей к проявлению инициативы  и самостоятельности мышления   во всех  видах деятельности.

—   Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов  сотрудничества.

—   Обучать детей планировать  предстоящую деятельность. Использовать  воображение,  как предпосылку у детей внутреннего плана действий и  осуществлять внешний контроль   посредством речи.

 Если ребенок без труда  справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.

Автор статьи: Овсяник Людмила Михайловна, психолог  http://www.b17.ru/article/18536/

Комментарий: для решения указанных в статье ЦЕЛЕЙ и ЗАДАЧ по развитию Вашего ребенка прекрасно подходят ЗАНЯТИЯ ПО ПРАВОПОЛУШАРНОМУ РИСОВАНИЮ.

Тел для справок 79-28-12.


Добавить комментарий