– Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15-20 минут.
– Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
– Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
– Копировать в точности узор или движение.
– Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например,называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название
Мышление.
– Не путает понятия «вчера» и «завтра», «завтрак», «ужин», а если и ошибется, то сам замечает и исправляет ошибку;
– Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
– Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
– Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
– Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
– Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
– Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
– Складывать пазлы без посторонней помощи.
– Закончить предложение, используя умозаключение: «Если папа выше мамы, то мама…», «Если два больше одного, то один…» и т. д.
– Определять последовательность событий по картинкам – что вначале, что потом.
Память.
– Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10.
– Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.
– Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
– Запоминает все новые слова, выспрашивать взрослых о значении новых слов.
– Запоминать считалочки и скороговорки, рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
– Запоминает фразы из 5 – 7 слов, например: «У Игоря много игрушек и есть красивая большая машинка».
– Повторяет в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
Мелкая моторика.
– Аккуратно вырезать картинки.
– Писать буквы и числа.
– Дорисовывать недостающие детали к картинке.
– Бить молотком по гвоздю.
– Воспроизводить геометрические фигуры по образцу.
– Обводить рисунки по контуру, заштриховывать фигуры. Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
– Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
– Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направлениедвижения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
– Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.
Крупная моторика.
– Хорошо бегает. Умеет пробежать без остановки, довольно быстро, от 200 до 300 метров по пересеченной местности. Бегает на носках.
– Прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге,
– Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.
– Хорошая координированность движений — если попросить ребенка закрыть глаза и дотронуться пальцем до макушки, до кончика носа, до уха, до плеча, до колена, он с легкостью и безошибочностью сделает это.
– Хорошо играть с мячом, достаточно ловко ловит мяч, весьма точно его бросает.
– Демонстрировать хорошо развитое чувство равновесия, может пройти по узкой доске, может кувыркаться, раскачиваться на качелях.
– Уверенно чувствует себя на «шведской» стенке;
– Может немного подняться по канату с помощью рук и ног.
Математика.
– Пишет цифры от 0 до 10,
– Соотносит цифру с количеством предметов.
– Умеет из неравенства делать равенство.
– Умеет писать и пользоваться математическими знаками.
– Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот.
– Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.
– Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры.
– Ориентируется на листе бумаги.
– Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.
Развитие речи.
– Использовать в речи синонимы, антонимы, слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
– Знать и уметь писать печатные буквы алфавита.
– Определять количество слогов в словах,
– Пересказывать небольшие рассказы..
– Активный словарь 2-3 тысячи слов.
– Пассивный словарь – 14 тысяч слов
– Составлять предложения из предложенных слов, например: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с , на и т. д.
– Образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха — меховая шапка и т.д.
– Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда невытащишь и рыбку из пруда».
– Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок.
– Выразительно исполнять
– Составлять предложения из 3-4 слов.
– Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.
Окружающий мир.
– Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.
— Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.
– Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
– Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
– Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
– Отличать хищных животных от травоядных.
– Отличать перелетных птиц от зимующих.
– Отличать садовые цветы от полевых.
– Отличать деревья от кустарников.
– Называть явления природы.
– Хорошо контактировать не только с детьми, но и со взрослыми людьми — сдрузьями родителей, с соседями и пр.
Домашние обязанности:
– Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.
– Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой.
– Самостоятельно наливать себе питье. Сервировать обеденный стол.
– Добавлять согласно рецепту некоторые ингредиенты.
– Расстилать и убирать постель и убирать комнату.
– Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.
– Чистить зеркала, если они низко расположены.
– Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу белое белье, в другую — цветное. Складывать чистое белье и убирать его.
– Вежливо отвечать на телефонные звонки.
– Помогать по уходу за двором.
– Оплачивать мелкие покупки.
– Помогать папе мыть машину.
– Помогать выносить мусор.
– Самостоятельно решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.
– Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним.
– Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.
Психологические потребности:
– Потребность в общении со сверстниками.
– Творческая активность.
– В движении
– В самостоятельности
Мотивы 5-ти леток:
– Взаимоотношения с людьми
– Потребность в дружбе
Как можно удовлетворять::
Ребенку очень нужен собеседник, с которым он мог бы обсудить волнующие его темы. Делать это следует в спокойной обстановке и наедине. Выделяйте время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним «о жизни».
Ведущая деятельность:
Сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция:
Воображение
Особенности возраста:
— Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
— Общение со взрослыми внеситуативно – личностное.
— Общение со сверстниками внеситуативно — деловое.
— Половая идентификация.
— Появление творческой активности во всех видах деятельности.
— Развитие фантазии.
— Доминирующее настроение ребенка этого возраста — бодрое, веселое. Если ребенок не болен и кем-нибудь не обижен, то он демонстрирует оптимизм, радуется жизни;
— Постоянно обнаруживает стремление помочь маме или папе, бабушке или дедушке.
— Если между ребенком и кем-нибудь из взрослых возникает конфликтная ситуация, ребенок в большинстве случаев проявляет готовность уступить, быстро соглашается на компромисс, не упрям.
— Половое самосознание после 5 лет изменить невозможно.
— К 5.5 годам формируется фундамент личности:
— Возникает своя внутренняя позиция.
— Формируются психологические установки.
— Осознание и понимание своей роли, своего места в семье и другой микросреде.
Новообразования:
— предвосхищение результата деятельности;
— активная планирующая функция речи;
— внеситуативно – деловая форма общения со сверстниками.
Цели и задачи взрослых:
— Формировать элементы произвольности психических процессов во всех видах деятельности.
— Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
— Способствовать развитию эмпатийных проявлений (эмпатия = сопереживание, сочувствие) .
— Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
— Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
— Обучать детей планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение, как предпосылку у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Если ребенок без труда справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.
Автор статьи: Овсяник Людмила Михайловна, психолог
Комментарий: для решения указанных в статье ЦЕЛЕЙ и ЗАДАЧ по развитию Вашего ребенка прекрасно подходят ЗАНЯТИЯ ПО ПРАВОПОЛУШАРНОМУ РИСОВАНИЮ.
Тел для справок 79-28-12.