Проективная методика «Коллаж» — наиболее «безопасный» для человека способ взглянуть на тот или иной аспект своей жизни.
Визуализация целей, проблем и ресурсов (все наглядно, отражено в картинках созданного самим коллажа) способствуют снятию излишней тревоги и повышению заинтересованности, что помогает человеку понять, и, особенно, принять свои подлинные интересы, причины проблем и способы их решения.
Именно посредством языка метафор (то есть не прямо, «в лоб», а с помощью образов-картинок) осуществляется выход на уровень осознания проблемы. Ведь метафоры позволяют человеку распознать и обозначить собственные переживания и свое отношение к жизненным трудностям, понять их смысл и ценность. Метафора не только облегчает этот процесс, расширяя границы сознания, но и затрачивает определенные слои подсознательного.
Наглядность исполнения создает условия для лучшего понимания своих проблем и творческого их разрешения.
Методика «Коллаж» состоит из двух частей:
1 . Создание человеком коллажа (аппликации) на заданную тему (при этом в качестве материала используются заранее приготовленные п старые журналы, газеты, любые картинки, старые открытки и т. п.)
2 . Обсуждение этого коллажа в группе (по желанию) или же в дальнейшем – индивидуально с психологом (опять же — по желанию).
Методика «Коллаж»характеризуется:
- наглядностью (результатом работы является весьма красочное и яркое, всегда оригинальное произведение);
- глубиной получаемой информации (даже если эир и не осознается сразу);
- универсальностью (методика интересна в групповой форме, гибка в применении и может использоваться для решения широкого спектра задач любой тематики),
- значительным психокоррекционным потенциалом при дальнейшей индивидуальной консультационной работе.
Дополнительным достоинством методики «Коллаж»является ее естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт художественной деятельности – в частности, создания аппликаций — есть практически у каждого человека.