НАШИ ЧУВСТВА (по Берту Хеллингеру) – просто как вариант для осмысления

TOozBWOXGvE

 (соглашаться или не соглашаться совершенно не обязательно…)

Существуют чувства, которые нам помогают познать нечто, и существуют чувства, которые препятствуют познанию.
Есть чувства, которые приводят нас к решению
например любовь, и есть чувства, которые препятствуют решению например, нена­висть. Для осознания и нахождения решения важно эти чувства различать.

Различение чувств

Различают четыре вида чувств:

Первый вид: первичное чувство. 

Это чувство, вызванное конкретным событием и соответствующее ему. Когда умирает близкий человек, ребенок охвачен болью, он плачет и рыдает. Это первич­ное чувство. Оно соответствует происшедшему. Первичные чувства зачастую очень сильны, но при этом кратки. Если от­даться им целиком, они проходят быстро. Первичные чувства живы и направлены вовне. Человек, охваченный скорбью, пла­чет с открытыми глазами.

Первичные чувства не поддаются управлению изнутри. Выражение первичных чувств не может скомпрометировать. Проявление первичных чувств вызывает сопереживание. Такое сопереживание делает нас сильными. Несмотря на то, что своим сочувствием мы на стороне другого, другой при этом не лишает нас чего-то.

Закрывая глаза, испытываешь, как правило, другое чувство. Это вторичное чувство. 

Вторичное чувство является подменой силы первичного чувства. Мы упиваемся вторичными чувства­ми и держимся за них, т. к. они служат отрицанию действия. Вторичное чувство имеет це­лью препятствие действию.

При виде проявления вторич­ных чувств мы чувствуем себя беспомощными, иногда злимся. Мы чувствуем, что нас используют. Человек, демонстрирующий вто­ричное чувство, отвлекает внимание на себя. При проявлении первичного чувства, напротив, внимание никогда не привлече­но к тому, кто проявляет это чувство. Мы попадаем в ситуацию сочувствия, и все же каждый остается с самим собой. При про­явлении вторичных чувств все наоборот. Мы как будто понимаем: «только не вмешиваться», потому что рядом что-то неискреннее, ненастоящее.

Основ­ной критерий для распознавания вторичного чувства — закры­тые глаза.

Вторичное чувство опирается на внутреннюю картину, а не на реальность. Поскольку сила этого чувства идет от внутрен­ней картины, приходится закрыть глаза.

При демонстрации вторичных чувств очень часто человек смеется там, где должен плакать, и грустит там, где толь­ко что был в ярости.

Существует третий вид чувств: перенятые чувства, чужие чувства, например, в случае идентификации. 

Мы можем это наблюдать в процессе семейных расстановок. Освободиться от перенятого чувства можно, если становится ясно, от кого оно перенято. За перенятым чувством, как правило, стоит изна­чальная любовь. Если человек, например, идентифицирован с погибшим братом своего отца, о котором в семье никогда теперь не вспоминают, то он испытывает те же чувства, как погибший брат отца. Даже своим поведением человек как бы повторяет того, с кем он идентифицирован, т.е. от кого перенял чувства.

Четвертый вид чувств, по Берту Хеллингеру, называется метачувства. 

Это высшие чувства. Слово «мета» означает вышестоящий. Это нечто вроде: под­няться над… перейти на более высокий уровень (с бытового уровня осмысления на уровень Вечности, Жизни и Судьбы). Возможное сравнение: взобраться на гору, вместо того чтобы оставаться внизу в сутолоке движения. С вершины — шире обзор.

Это, собственно, чувства без эмоций. Они — сила к действию в чистом виде. Когда человек сталкивается с определенной волнующей ситуацией, то пере­ходит на этот метауровень. Он может казаться бесчувственным, при этом он абсолютно собран. Здесь мы переживаем такие глубокие судьбы, которые захватывают нас во всех отношени­ях: мы сопереживаем, мы вспоминаем. Это само собой разуме­ется. Это по-человечески, это смиренно и хорошо. Это переход на более высокий уровень.

Мужество — это метачувство, смирение — это метачувство, мудрость — это тоже метачувство. Мудрость означает способность различать, возможно нечто или невозможно. Это различие становится доступным, если находишься в гармонии с чем-то большим. Эту гармонию можно почувствовать, если плы­вешь по воде спокойной реки — малейшее течение чувствуется сразу. Или идешь под парусом, парус натянут — малейшее движе­ние ветра сразу чувствуется. Метачувства — это чувства в гармо­нии.

Восприятию того, что возможно и невозможно, многое препятствует. Например, желание человека не вписывается в гармонию. Или человек не способен к восприятию, поскольку переполнен чужими чувствами — чувствами, которые ему не принадлежат (перенятыми чувствами). Это могут быть, например, чувства его родитель­ской семьи.

Метачувства имеют качество легкости. В них нет ничего тяжелого, ничего драматичного, они очень просты. К ним при­ходят, освобождаясь от собственных переплетений. В процессе семейной расстановки можно узнать, как освободиться от пе­реплетений с чужими, перенятыми чувствами.

 

Добавить комментарий