Мотивационная готовность к школе

IMG_0506В структуре готовности к школе МОТИВЫ (=ЗАЧЕМ?) учения — наиболее важное качество будущего первоклассника.

В структуре мотивов, определяющих отношение  к учению, можно выделить шесть групп:

1. Социальный мотив —  «Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»;

2. Учебно-познавательный мотив — интерес к новым знаниям, желание научиться чему — то новому;

3. Оценочный мотив — стремление получить высокую оценку и одобрение взрослого — «Я хочу в школу, потому что там буду одни пятерки получать»;

4. Позиционный мотив — интерес  к внешней атрибутике школьной жизни — «Хочу в школу, потому что там большие, а детском саду все маленькие»;

5. Внешний мотив — «Я пойду в школу, потому что мама и папа так сказали»;

6. Игровой мотив — «Хочу в школу,  потому что там можно играть с друзьями».

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной сфере 6- 7 летнего ребенка, и каждый из перечисленных мотивов оказывает определенное влияние на характер учебной деятельности будущего ученика.

Достаточно развитые  учебно-познавательный, оценочный  и позиционный мотивы оказывают  положительное  влияние на школьную успеваемость.

Рассмотрим,  часто встречающиеся у первоклассников  варианты,  когда сильно доминирует один из мотивов.

При доминировании социального (оценочного или позиционного) мотива — ребенок на уроке занимается потому, что это важно и нужно. Его не надо заставлять делать домашнее задание. При этом ребенок  очень переживает, если что-то не понял или не получается.  Может снижаться самооценка и  успеваемость. Если такому ученику вовремя не оказать  помощь — то ко второму — третьему классу он может стать слабоуспевающим.

При доминировании учебно-познавательного  мотива — ребенок занимается хорошо лишь тогда, когда ему это  интересно. Не любит упражнения, основанные  на многократных  повторениях и требующие  усердия и усидчивости.  Такие ученики в младшей школе учатся на среднем уровне. но в средней школе начинают учиться лучше. Часто, про таких учеников учитель говорит: «Умный, но ленивый».

При доминировании оценочного мотива — усердие на уроке зависит от похвалы педагога. Низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий. Неуверенность и частые вопросы взрослому: «Я правильно это сделал?». Пытается не думать,  а уловить эмоциональную реакцию педагога. Конкурирует с одноклассниками за «пятерки», за вызовы к доске, за похвалу учителя. Очень обижается на тех, кто  успешнее его. Часто плачет.

При доминировании позиционного мотива — концентрация на уроке зависит от наличия атрибутики и пособий.  Интерес к школе угасает достаточно быстро. Формируется стойкое нежелание учиться. С такими детьми работу по формированию мотивов надо начинать задолго до поступления в школу .

При доминировании внешнего мотива — ребенок занимается только под нажимом педагога. Большая вероятность формирования негативного отношения к школе и учению.

При доминировании игрового мотива — ребенок может заниматься,  только если урок проходит в игровой форме. Ученик на уроке делает не то , что задано, а то, что ему хочется — смотрит в окно или рисует в тетрадке картинки, или играет  ручкой или вообще ходит по классу, не понимая роль учителя.

Формирование  мотивов учения и положительного отношения к школе —  одна из важнейших задач семьи. Основные человеческие потребности, прежде всего, социальные и познавательные,  закладываются и активно развиваются  с ранних периодов детства в семье.

Автор статьи: Овсяник Людмила Михайловна, психолог  http://www.b17.ru/article/18536/

Комментарий: если у Вас возникло желание провести психодиагностику готовности к школьному обучению Вашего ребенка — приходите на консультацию!

Тел для справок 79-28-12.


Добавить комментарий