Как задавить в ребенке креативность

Вот ведь парадокс: казалось бы, с каждым годом ребенок должен становиться все более развитым, его способности — раскрываться и расширяться… По крайней мере именно этого мы от него ждем, и именно на это направлена вся существующая система воспитания.

Так и происходит, если говорить о физическом или интеллектуальном развитии ребенка — о тех сферах, которым традиционно уделяется больше всего внимания. Но что происходит с творческими способностями? Как это ни прискорбно, они сокращаются с каждым годом. Вот что говорят данные исследований уровня креативности в разных возрастах:

• в 5 лет — 98%,
• в 10 лет — 30%,
• в 15 лет — 12%,
• у взрослых — 5%.

КУДА ЖЕ УХОДИТ КРЕАТИВНОСТЬ?

картинкаДа никуда — она не исчезает, а прячется в темный чулан и практически не используется, зарастая пылью и паутиной. На наше счастье, ее оттуда можно вытащить и вновь начать применять.

Почему уровень креативности снижается? Потому что творчество — это всегда отступление от шаблона, выход за рамки. А бытующая система воспитания направлена на то, чтобы ребенка в рамки вписать и в них удерживать. Противоречие «общество — индивидуальность» неизбежно, потому что у них разнонаправленные цели. Общество стремится унифицировать личность, сделать всех одинаковыми — так оно эффективнее всего функционирует. А личность стремится к развитию своей индивидуальности, реализации природных способностей.

ЧТО ЖЕ ТОГДА ПРОИСХОДИТ?

Теряя креативность, мы теряем удовольствие от жизни, радость от самого процесса существования. Ребенок может обрадоваться любой повседневной мелочи, а нам нужен официальный повод для радости: «О, вечеринка! Так, быстро все начинаем улыбаться и веселиться…»

Любая трудность может выбить из колеи, тогда как для креативного человека не может быть безвыходных ситуаций. Он всегда найдет оригинальное решение. Как в анекдоте про Штирлица: «Гестапо перекрыло все выходы, но Штирлиц ушел через вход». Поэтому творческий человек более успешен, причем во всех сферах жизни. Он менее подвержен стрессам, его эмоциональное состояние и физическое самочувствие достаточно стабильны.

Творческий человек креативен во всем. Это отличает креативность от таких узкоспецифических способностей, как абсолютный музыкальный слух, умение перемножать в уме пятизначные числа… Если последние являются достоянием немногих счастливчиков, то креативность есть у всех без исключения. Ведь можно быть творческим в повседневной жизни — в готовке, отношениях, оформлении дома, одежде…

Обретая вновь способность к творчеству, счищая с нее пыль, мы становимся более успешными и эффективными, начинаем получать больше удовольствия и радости… Но конечно, проще сохранять изначально данную нам креативность, чем уже во взрослости пытаться ее реанимировать и вывести из летаргического сна…

«Вредные советы» для родителей:

1. Чаще сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

2. Подчеркивайте, что они-то лучше, тогда как ваш ребенок до них явно не дотягивает. Особенно хорошо ставить в пример его друзей. Таким образом вы одним выстрелом убьете сразу несколько отборных зайцев: разовьете у ребенка чувство неполноценности; задавите проявления его индивидуальности; заставите подражать кому-то, а не следовать за собой; разрушите дружбу.

3. Чаще критикуйте ребенка и его творчество. Внимательно просмотрите нарисованные им картинки, поделки и не премините сказать: «Ну кто так рисует (лепит, делает аппликацию)?» Укажите на все недостатки его работы.

4. Уничижительно отзывайтесь о его способностях. Почаще повторяйте, что ему медведь на ухо наступил или что он танцует, как слон в посудной лавке. Хотя бы время от времени адресуйте ему такие обращения, как «бестолочь», «дурачок»…

5. Помните про все его неудачи и не давайте ему самому о них забыть: как он запинался во время чтения стишка на сцене или как у нее от костюма Снежинки отлетали блестки…

6. Как можно чаще говорите ему: «Будь как все». Вложив в голос максимум иронии, спросите: «Ты что — особенный?»

7. Если у вашего ребенка хорошее настроение, выясните — с чего бы это? Спросите: «Что это ты такой радостный? Что так веселишься? Как бы потом плакать не пришлось». Доведите до его сведения, что «смех без причины — признак дурачины».

8. Предположим, у вашего ребенка все-таки проявились какие-то способности, и он не готов от них отказаться. Тогда подчеркните, что с него этого хватит. Так, если ему легко даются языки, то он явный гуманитарий и в естественных дисциплинах, точных науках должен быть абсолютной бестолочью. Если он не хочет с этим смириться, спросите: «ты хочешь, чтобы у тебя получалось все? ты действительно о себе такого высокого мнения?»

9. Если успехи вашего ребенка очевидны, доведите до его сведения, что он обязан этому случайности и удачному стечению обстоятельств. В том случае, когда он продолжает покорять вершины, предупредите: чем выше залезешь, тем больнее будет падать…

10. Постоянно напоминайте, что скромность украшает, а любое желание проявить себя и раскрыть свои способности — следствие непомерных амбиций, которые вы, естественно, осуждаете.

Если вы будете неукоснительно следовать этим советам, то вскоре ваш ребенок превратится в среднестатистического невротика с комплексом неполноценности, практически лишенного креативности…

ПРИХОДИТЕ к нам НА ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕР-КЛАССЫ для детей и взрослых В ЦЕНТР «АФИНА» (Советская, 12)!
Расписание с 06.02. по 10.02 — здесь, на сайте http://afinacentr.ru/

Опубликовано: журнал Психология на каждый день, № 12 (46) Декабрь-Январь-2011

Источник: http://anchiktigra.livejournal.com/162583.html

Добавить комментарий