– Знает и может показать 4 основных цвета (белый, черный, красный, синий).
– Умеет сличать и находить одинаковые цвета из этих 4-х.
– Знает и может показать объемные фигуры: шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус и плоские фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник.
– Умеет сличать и находить одинаковые фигуры.
– Знает и может показать большие и маленькие предметы.
Внимание.
– Если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит игрушку на новом месте.
– Может сохранять устойчивое внимание 10-15 мин.
Мышление.
– Стремится разобрать на части или разломать предмет, чтобы изучить его (проявление исследовательской позиции).
– Хорошо ориентируется в пространстве.
– Узнает и называет всех своих родственников.
Память.
– Выполняет простые указания и просьбы, предполагающие три- четыре действия;
– Повторяет части детских стишков или рассказывает их вместе с кем-нибудь из взрослых.
Социальное развитие.
– Вступает в новый контакт — через 5-10 мин.
– Начинает применять к себе местоимение «Я».
– Может смущаться, обижаться, испытывать радость и огорчение.
– Имитирует поведение взрослого (например, пытаться помочь родителям по дому, стремиться разговаривать по телефону).
– Общается с детьми.
– Соучастие – одновременная деятельность рядом со взрослым.
– В игре – процессуальные действия – «варит кашу»
– Самостоятельно играет, строит постройки, называет их.
– Просится и ходить на горшок.
– Заинтересованно относиться к процессу одевания — охотно принимать нужные позы (вытягивать ножку, когда надевают ботиночки, поднимать ручки во время надевания кофты и т. д.), даже пытаться самостоятельно одеться.
– Сам снимает варежки, снимает, одевает носки, туфли
– Моет и вытирает руки.
– Ест самостоятельно, умеет пить из чашки.
– Умеет самостоятельно пользоваться вилкой, ложкой.
– Чистит зубы с помощью взрослого.
Мелкая моторика.
– Рисует карандашом каракули , вертикальную линию, круг, повторяет штрихи.
– Может вынуть таблетку из бутылочки.
– Строит башню или дом из 4-6 кубиков.
– Режет бумагу, держа ножницы одной рукой.
– Листает книгу, переворачивая одновременно 2-3 страницы.
Крупная моторика
– Умеет бегать.
– Умеет подниматься и спускаться по лестнице, касаясь каждой ступеньки одной ногой. Но масса тела распределяется на отделы ступней еще неравномерно, и при резком движении малыш может упасть.
– Умеет прыгать (подпрыгивать вверх, прыгать через обруч или лежащее на земле препятствие, прыгать на одной ноге).
– Может маршировать.
– Может ударить по мячу ногой.
– Может ходить задом наперед.
– Способен сохранять равновесие на перекладине.
– Встает на лавку высотой 20 см от пола.
– Преодолевает препятствия.
– Пробует ловить брошенный мяч.
Развитие речи.
– Активный словарь: 130-200 слов.
– Задает первые вопросы.
– Объединяет слова в простые предложения и короткие фразы.
– Говорит предложениями из 3-4 слов, использует обращения.
– Это время «почемучек», и вам придется постоянно слышать вопросы: «как?», «где?», «почему?».
– Понимает, осмысливает речь и начинает запоминать коротенькие, несложные стихотворения.
Психологические потребности
– В движении.
– В общении со взрослым (ласка, внимание, сотрудничество).
– Потребность в новых впечатлениях.
– Стремление к самостоятельности.
Мотивы 2-х леток:
– Познавательные мотивы — потребность в новых впечатлениях
– Деловые мотивы — потребность в активной деятельности.
– Личностные мотивы — потребность в признании и поддержке.
Как можно удовлетворять:
– Если взрослый доброжелателен и внимателен к ребенку в этот период жизни, то обеспечивает ребенку общее психическое развитие и возникновение и развитие речи. (Если до 2-х лет ребенок не находит человека, к которому привяжется, то он уже никогда не сможет ни с кем установить эмоциональный контакт).
Ведущая деятельность:
Предметно – манипуляционная игра
Ведущая функция:
Предметная деятельность
Особенности возраста:
– Еще не может управлять собой по собственному желанию.
– Поведение носит большей частью непроизвольный характер.
– Очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь переключить с одного эмоционального состояния на другое
Новообразования:
Активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми.
Цели и задачи взрослых:
– Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.
– Обязательно под присмотром взрослого предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами.
– Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие.
– Для развития речи полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
– Совместность и доброжелательное сотрудничество взрослого и ребенка. Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном, с предметами.
– Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.
– Относиться спокойно к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.
Автор статьи: Овсяник Людмила Михайловна, психолог
Комментарий: если у Вас возникают трудности в решении указанных в статье ЦЕЛЕЙ и ЗАДАЧ по развитию Вашего ребенка — приходите на консультацию: ради Вашего ребенка!
Тел для справок 79-28-12.