Что должен уметь ребенок в 4 года

IMG_0934Внимание.

  • Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.
  • Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например снег. (Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).
  • Сложить по предложенному образцу простые постройки из конструктора.
  • Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.
  • Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.
  • Заниматься  интересной деятельностью в течение 15-20 минут.

Мышление. 

  • Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.
  • Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.
  • Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова,  лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик,       василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.
  • Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.
  • Находить пару каждому предмету.
  • Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры       (треугольник, квадрат ит.д.)
  • Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны       стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что   нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»
  • Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а        летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка…      (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон       большой, а мышка… (маленькая).
  • Решать простые логические задачи.
  • Определять части суток и времена года. Знаеть их характерные отличия.
  • Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что       не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
  • Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.
  • Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.
  • Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.
  • Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.
  • Рассказать о семье, семейном быте, традициях.
  • Рассказывать о своем городе.
  • Рассказывать о желании в будущем приобрести определенную профессию, рассказать почему именно она его интересует.
  • Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые не имеет возможности видеть.

 Память.

  • Повторияь за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.
  • Точно выполнять задание, состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на  стул, взять чашку, принести ее в комнату.
  • Определять с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.
  • Повторять за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.
  • Повторять на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.
  • Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.
  • Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.
  • Пересказывать содержание услышанной сказки.
  • Запоминать содержание сюжетного рисунка.
  • Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни.
  • Выполнять поручение в виде 2-3 последовательных действий.

Мелкая моторика.

  • Запускать мелкие волчки.
  • Показывать отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный и средний).
  • Кистями рук делать «фонарики».
  • Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.
  • Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.
  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии.
  • Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.
  • Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.
  • Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.
  • Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.
  • Правильно держать ножницы Вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника.
  • Составлять и наклеивать узоры из различных геометрических форм
  • Проводить прямые линии по середине дорожки, не выходя за ее края.
  • Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.
  • Правильно использовать кисти, карандаши, пастель, акварельные краски, гуашь, цветные мелки
  • Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов
  • Изобразить полюбившегося героя, какой-то интересный момент в сказке
  • Изобразить предмет и явление, правильно подобрав цвет, используя различные материалы
  • Лепит, Создавать образы разных предметов и игрушек Объединять предметы в композицию

Крупная моторика.

  • Выполнять задания взрослого (присесть, изменить положение рук) , чередовать ходьбу с бегом, прыжками, изменением направления, темпа и т.д.
  • Бегать на носках, с высоким подниманием колен,  мелким и широким шагом. В колонне по одному, двое. Бег в разных направлениях, змейкой, с изменением темпа
  • Ходить на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, приставным шагом (направо и налево),  не теряя равновесие.
  • Принять исходное положение при выполнении упражнений, соблюдать дистанцию при передвижении.
  • Выполнять челночный бег (3 раза по 10 метров).
  • Пробежать расстояние в 20 метров за 5,5-6 секунд.
  • Лазать по гимнастической стенке, не попуская реек, перелезая с одного пролета на другой.
  • Перебираться с одного гимнастического снаряда на другой.
  • Ползать по прямой:

                 — опираясь на кисти рук и колени.

                 — на стопы и ладони.

                 — на стопы и пальцы ног.

                 — на животе, подпираясь руками.

  • Ползать между предметами,  змейкой.
  • Ползать под веревкой (высота 50 см.)
  • Прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.
  •  Ловить мяч кистями рук. Бросать мяч снизу и  из-за головы. Ловить мяч с расстояния 1.5-2.5 метров. Бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками.
  • Метать предметы:

         —  На дальность(3,5  — 6,5 метров),

         —  В горизонтальную цель (с расстояния 2 — 2,5 метра)

         —  Правой рукой,  левой рукой,

       —  В вертикальную цель (центр мишени 1,5 метра) с расстояния  2 метра.

  •  Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
  • Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
  • Шнуровать  ботинки.
  • Прыгать на одной ноге.
  • Ходить по бревну.

 Математика. 

  • Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.
  • Показывает предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Показывать правую и левую руку. Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.
  • Показывать, что находится вверху и внизу от него.
  • Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
  • Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
  • Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).
  • Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.
  • Может назвать и показать все цифры от  0 до 9 и до 100 с помощью взрослого.
  • Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток

 Развитие речи.

  • Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.
  • Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).
  • После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.
  • Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
  • Согласовывать слова в роде, числе, падеже.
  • Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.
  • Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.
  • Употреблять предложения с однородными членами.
  • Отвечать на простейшие вопросы.
  • Читать наизусть короткие стихотворения.
  • Использовать обобщающие слова, называя животных и их детенышей, профессии людей, части предметов.
  • Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
  • Рассказать невероятную историю (истории), что является следствием развития фантазии, воображения.
  • Подробно, с детализацией и повторами рассказать о содержании сюжетной картинки.
  • Употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове. Может показать и назвать все слоги  и пропечатать их с подсказкой взрослого.
  • Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный). Этические качества (хитрый, добрый). Эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.
  • Самостоятельно сочинить рассказ по картинкам (не более 3 картинок)
  • Может печатать все буквы алфавита при помощи взрослого.
  • Печатать и читать знакомые слова (имена, названия предметов и т.д.) при помощи взрослого.

 Окружающий мир. 

  • Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.
  • Сказать, сколько ему лет.
  • Назвать город, в котором он живет; свой домашний телефон.
  • Сказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки.
  • Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растений
  • Назвать отличительные особенности внешнего вида дома— их и диких животных и их  детенышей.
  • Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величину, цвет и форму, назначение, существенные детали и части предметов.
  • Различить и назвать погодные явления.
  • Назвать несколько профессий.
  • Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.
  • Знать значение сигналов светофора.
  • Здороваться и прощаться без напоминания со стороны взрослого.
  • Вежливо выразить свою просьбу.
  • Поблагодарить за оказанную услугу.
  • Оказать помощь товарищу.   

Домашние обязанности:

  • Сервировать стол с минимальной помощью.
  • Использовать вещи по назначению, ставить их на место.
  • Помогать мыть посуду или загружать ее в посудомоечную машину.
  • Протирать пыль с мебели, пылесосить, мыть пол.
  • Намазывать масло на хлеб.
  • Готовить холодный завтрак (хлопья с молоком).
  • Помогать накладывать еду в тарелки на семейном обеде.
  • Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на кекс, залить сверху  мороженое джемом и пр).
  • Делиться с друзьями игрушками.
  • Доставать из почтового ящика почту.
  • Сообщать родителям, когда выходит из дому поиграть — где будет находиться.
  • Играть  дома самостоятельно.
  • Помогать складывать полотенца и платочки.
  • Развешивать носки и платочки на не высоко подвешенной бельевой веревке.
  • Самостоятельно одеться, раздеться в определенной последовательности

Никогда, за исключением крайних случаев, не делайте за ребенка то, что он может  сделать сам.

 Психологические потребности:

       —   в общении со сверстниками;

       —   в  движении;

       —   в самостоятельности;

       —   в доброжелательном к себе отношении.

Мотивы 4-х леток:

–    Признание сверстников.

–    Самоутверждение.

–     Игровой мотив.

Как можно удовлетворять:

 —   в общении со сверстниками (в садике играет, дома друг есть,  в гости ходим);

 —   в  движении  (обеспечивать возможность бегать, прыгать, лазить, перекладина или спорт уголок  дома, с папой в футбол  играть, спортивная  секция);

 —   в самостоятельности  (помощник дома, все, что умеет делать – делает сам, без помощи, взрослых,  есть  дома поручения которые сам выполняет);

 —   в доброжелательном к себе отношении (положительно оценивать  при успехе, одобрение при неудачах,  если бы ты сделал так (показать, объяснить),  то было бы еще лучше).

Ведущая деятельность:

        Сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция:

        Наглядно-образное мышление.

Особенности возраста:

—   Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

—   Усложняются волевые проявления (умение подчинять свои действия правилам в игре).

—   Повышенная познавательная активность.

—   Ситуативно-деловая форма общения со сверстниками.

—   Интерес к другому ребенку как к своему отражению в зеркале. Чаще видит в другом  отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.

 —   Усложнение сюжетно – ролевой игры.

 —   Появление осознанности собственных действий.

Новообразования:

 —   контролирующая функция речи;

 —   проявление элементов творческого воображения в сюжетно- ролевой игре;

 —   появление элементов произвольности:

 —  появление внеситуативно — личностной формы общения с взрослым.

Цели и задачи взрослых:

—   Создать условия для развития творческого воображения.

—  Формировать умения подчинять свои действия правилам, усложняя при этом  количество правил.

—   Создать условия для проявления познавательной активности.

 —  Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.

 —  Создать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных      видах   деятельности.

Если ребенок без труда справляется с заданиями, то уровень его развития соответствует норме. Если Вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.

Автор статьи: Овсяник Людмила Михайловна, психолог  http://www.b17.ru/article/18536/

Комментарий: если у Вас возникают трудности в решении указанных в статье ЦЕЛЕЙ и ЗАДАЧ по развитию Вашего ребенка — приходите на консультацию: ради Вашего ребенка!

Тел для справок 79-28-12.


Добавить комментарий