ШРЕК И ФИОНА: СКАЗКА И ЖИЗНЬ

shrek-and-fiona

Интересные статьи по теме к разделу «Сказкотерапия»

 Геннадий Малейчук, Наталья Олифирович

Одной из наиболее актуальных проблем для современного челове­ка является проблема поиска своего «Я». В психологии эта проблема рассматривается через призму понятия «идентичность». Для конкрет­ной личности эта проблема связана с попыткой найти ответы на ряд экзистенциальных вопросов: «Кто я?», «Какой я?», «Для чего я суще­ствую?» Несмотря на то, что в жизни обычного человека эти вопросы могут звучать не так патетически, но они неизбежно возникают на оп­ределенных этапах его жизненного пути. Однако обретение ответов на эти вопросы всегда связано с Другим. Эти феномены межличностного взаимодействия описываются в психологии как «Встреча», «контакт», «диалог».

В фокус данной статьи мы решили поместить закономерности ди­намики обретения идентичности через анализ анимационного фильма «Шрек». Его огромная популярность привела к тому, что выпущена уже третья часть истории. Не удивительно, что его зрителями и поклонни­ками является не только детская, но и взрослая аудитория. Что же так привлекает взрослых людей в данном произведении? На наш взгляд, именно возможность прожить нелегкий путь обретения себя через иден­тификацию с главными героями фильма, увидеть варианты мужского и женского пути поиска своего Я делают его таким привлекательным для аудитории разного возраста, как для мужчин, так и для женщин.

В структуре анимационного фильма «Шрек» присутствуют все ос­новные этапы, характерные для волшебных сказок и описанные. Образы Шрека (герой) и Фионы (прин­цесса, или царевна) являются по сути архетипическими и отражают важные этапы перехода от юноши и девушки к мужчине и женщине.

Проанализируем более подробно те механизмы, способы и средст­ва, при помощи которых каждый из героев обретает свою идентичность. Начнем со Шрека.

Шрек — это людоед-огр, одиноко живущий на болоте. Окружаю­щие люди агрессивно настроены к Шреку. Они приписывают ему злоб­ность, кровожадность, хотя сами нападают на него, провоцируя ответ­ную агрессию. Образ Шрека строится другими людьми проективно, и что бы он ни делал, восприятие окружающих его людей не меняется. В психологии данный феномен известен как стереотипизация, или «эф­фект ореола». Этот феномен достаточно типичен не только для сказки, но и для реальной жизни. Транслируемый другими искаженный образ часто присваивается индивидом и становится основой для формирова­ния ложной идентичности. Примером может служить история Гадкого Утенка, который был прекрасным лебедем, однако принял навязанную агрессивно настроенной средой идентичность и вел себя в соответст­вии с этим образом.

Отсутствие внешней поддержки формирует у нашего героя неуве­ренность в себе, недоверие к окружению, ожидание отвержения. Это проявляется в жестких границах Шрека, который не готов никого впускать в свой мир. В такой ситуации он обречен на стагнацию, так как фактически находится в изоляции и лишен возможности получения из­вне обратной связи, реакций других на его поведение, не может обме­ниваться переживаниями. Таким образом, как пребывание в «Королев­стве кривых зеркал», ведущее к искажениям представлений о себе, так и полное отсутствие «зеркала», приводит к формированию неадекват­ного образа Я.

Такая идентичность нашего героя достаточно ригидна. Даже появ­ление в жизни Шрека Осла — дружелюбно настроенного, веселого, благодарного за спасение — не меняет его поведения. Сформирован­ная идентичность структурирует восприятие мира и приводит к стереотипизации в восприятии других. Шрек не в состоянии увидеть не­похожесть, уникальность Другого, он не понимает контекста социаль­ных отношений и находится в плену своих биполярных конструктов «добрый-злой», «хороший-плохой». Аналогичным образом он не при­нимает себя, свою собственную идентичность.

Психотерапия такого рода клиентов является сложным, трудоемким, длительным процессом. Они, как правило, активно сопротивляются, не хотят впускать терапевта в свой внутренний мир. И это неудивительно — весь их предыдущий опыт учил их не доверять другим, быть настороженным и упреждающе отвергающими — на всякий случай.

Однако вернемся к нашей истории. Возможно, Шрек так бы и про­должал жить, используя привычные для себя способы взаимодействия с миром и другими, если бы не произошедшие события. Совершенно неожиданно для нашего героя на его территории оказывается огромное количество сказочных персонажей, изгнанных из города новым правителем. У живущего в одиночестве Шрека это вызвало огромное напря­жение. Он вынужден начать действия, которые, по его мнению, приведут к возвращению его жизни в привычное русло. Это обычная ситуация, когда человек, переживающий кризис, пытается вернуться к су­ществовавшему ранее гомеостазису, забывая, что в одну реку нельзя войти дважды. Однако в надежде вернуть спокойное одинокое существование наш герой с новым знакомым — Ослом отправляется в город,

В городе ситуация приобретает неожиданный характер. Шрек хочет поговорить с правителем города, лордом Фарквудом, об экспансии болота, где он живет, сказочными персонажами, изгнанными из города. Неожиданно попав в гущу событий, сразившись с солдатами и по­бедив, Шрек вступает в сделку с Фарквудом. Последний обещает очи­стить болото, если Шрек освободит заточенную в башне принцессу Фиону и привезет ее в город.

И Шрек отправляется в путешествие, предполагающее принятие на себя новой социальной роли — роли героя. Он путешествует не один, а с Ослом. Роль Осла в данной истории двояка. Согласно классифика­ции Проппа, Осел — это волшебное животное-помощник, функции ко­торого сводятся к сопровождению и, при необходимости, к защите глав­ного героя. «Герой и по­мощник в сказке есть функционально одно лицо». Таким образом, Осел — это alter ego Шрека, его полярность, или тень в классификации К.ГОнга. Рассмотрим эти полярности подробнее. Шрек замкнут, недос­тупен для контакта, обладает жесткими границами — Осел открыт, об­щителен, контактен, обладает диффузными границами и с легкостью нарушает чужие границы. Шрек прост и бесхитростен, а Осел изворот­лив и изобретателен. Шрек сильный и смелый — Осел слаб и труслив. Шрек опирается в основном на свои ресурсы, а Осел активно исполь­зует среду. На первый взгляд, эти полярные качества несовместимы. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что именно та­кая дополнительность позволяет им успешно преодолевать трудности за счет ресурсов друг друга.

Однако в нашей истории есть еще один важный персонаж — это принцесса Фиона, которую Шрек по сценарию должен был спасать Фиона заключена в башню, которая символизирует замкнутый, закры­тый мир с жесткими непроницаемыми границами. Вход в башню охра­няет Дракон, который в концепции гештальт-подхода ассоциируется, прежде всего, с Персоной — контролирующей, властной, агрессивной, уничтожающей всех, кто действует не по правилам. По законам сказки, для того чтобы освободить принцессу, необходимо вступить в бой с Драконом — фактически сразиться с Персоной за право встретиться с заточенной в башне принцессой. В терапии это схоже с работой с со­противлениями, которые необходимо преодолеть терапевту, прежде чем он реально встретиться с клиентом. Башня и охраняющий ее Дракон есть у каждого, но не обязательно вступать с ними в прямой бой, на­правленный на их уничтожение. Как не вспомнить слова Г.Лукомникова: «Согласно всем драконовским законам, дракона победив, я станов­люсь драконом». В гештальт-подходе принято не только конфронтировать с сопротивлениями, но и присоединяться к их энергии. В нашей истории это делает Осел, который демонстрирует нестандартный под­ход. Встретившись с Драконом, он налаживает контакт с ним, замечая помимо его агрессивности и жестокости проявления мягкости и неж­ности. Не надо забывать, что и сопротивление клиента, несмотря на всю его внешне кажущуюся абсурдность, выполняет важную функцию для клиента — оберегает его от травмирующих переживаний.

Именно поэтому при первой встрече Фиона предстает как девуш­ка, живущая (заточенная) в мире своих идеальных представлений. В идеале она должна быть красивой, слабой, беззащитной, и ее обяза­тельно должен спасти сильный, статусный, самодостаточный мужчина — герой. Многие современные девушки обладают схожим набором ус­тановок, считая, что сильный, социально успешный мужчина возьмет на себя всю ответственность за их жизнь. Эти иллюзии обычно разби­ваются при встрече с реальностью.

Так произошло и с нашей героиней. Уже при первой встрече Шрек нарушил весь ее замысел: не поцеловал Фиону, как должно было быть по ее сценарию, а, схватив за руку, потащил из комнаты. Данный эпизод символизирует попытку разрушения стереотипа, когда один из уча­стников взаимодействия (в данном случае это Шрек, живущий в отли­чие от Фионы в контакте с реальностью), совершает неожиданное дей­ствие, которое является наиболее адекватным для этой ситуации. Фио­на существовала с интроектом о том, что ее должен спасти прекрасный храбрый принц, который, действуя в соответствии с некими правила­ми, должен был вступить в неравный бой с драконом (и, возможно, при этом погибнуть), затем поцеловать ее, посадить на коня и увезти туда, где они будут «жить долго и счастливо». Поэтому не соответствующее идеальным представлениям поведение Шрека вызывает возмущение и даже ярость у Фионы. «Да какой Вы рыцарь!» — в сердцах восклицает принцесса. «Да какой уж есть», — отвечает Шрек. Такого рода пережи­вания разочарования являются типичными в ситуации деидеализации, которая является важным моментом в процессе индивидуального раз­вития. Лишь разочаровавшись в идеальном образе другого, можно встре­титься с ним реальным. Однако, несмотря на всю «неправильность» действий Шрека, именно ему удалось освободить Фиону из замка, зам­ка ее иллюзий, в то время как остальные «герои» бесславно погибли, следуя неписанным правилам и сгорая в пламени в честном, но нерав­ном поединке с Драконом.

Далее наш интерес привлекает развитие отношений между героя­ми — Фионой и Шреком. Им удалось вырваться из замка, разорвав сте­реотипный способ мышления и взаимодействия. Однако это не решает всех их проблем. Одного лишь осознавания недостаточно для изменения. Человеку в течение длительного времени необходима такая поддержка, благодаря которой он сможет пережить ряд разочарований, прежде  чем будет спо­собен получить и ассимилировать новый опыт, позволяющий по-дру­гому выстраивать значимые отношения.

Так и нашей героине пришлось столкнуться с целой чередой раз­очарований: Шрек оказался не прекрасным мужчиной, а зеленым чу­довищем; в критические ситуации Фионе пришлось самой спасать не только свою честь, но также жизнь Шрека и Осла; ее спаситель оказал­ся далеко не идеальным… Все это позволило Фионе получить новые переживания, осознать собственные неведомые ей ресурсы и даже по­лучить опыт первых в ее жизни романтических отношений.

Однако возникшие между нашими героями отношения не могли раз­виваться дальше из-за наличия у Фионы тайны. Тайной Фионы явля­лась ее двойственность: каждый вечер после захода солнца она рази­тельно менялась, превращаясь из прекрасной принцессы в огра. Таким образом, в Фионе присутствуют две несынтегрированные части, что позволяет говорить о наличии у нее диффузной идентичности. В тера­пии мы сталкиваемся с проявлениями диффузной идентичности в си­туациях, когда клиент не может ответить на вопрос: «Кто я?» или когда его представления о себе хаотичны, отрывисты, противоречивы. Та­кие люди испытывают стыд и страх, что кто-нибудь узнает правду, ка­кие они на самом деле. Так и Фиона, обладающая двумя полярными представлениями о себе (прекрасная принцесса — чудовище), не на­шла в себе мужества сразу признаться в этом Шреку, и наши герои, несмотря на симпатию друг к другу, вынуждены были расстаться из-за секретов и недоговоренностей, связанных со страхом отвержения.

В реальной жизни также часто случается, когда люди демонстриру­ют друг для друга лишь светлую, идеальную часть своей личности. Как правило, такие отношения, построенные на обмане, не выдерживают проверки временем и заканчиваются взаимными разочарованиями и об­винениями. Люди не могут быть вместе, так как каждый продолжает жить в мире своих иллюзорных представлений и фантазий о себе и партнере. И для этого им необходим посредник, позволяющий прорвать­ся через завесу тайн, проекций, искажений и реально встретиться. В те­рапии данная миссия возложена на терапевта. В нашей сказке роль та­кого посредника выполняет Осел. Благодаря эмпатии, позволяющей по­нимать другого, Осел устанавливает хороший контакт с обоими героя­ми и оказывается тем соединительным звеном, которое помогает им встретиться. Потерявший надежду, отчаявшийся Шрек, благодаря поддержке Осла смог бороться за свое право на любовь. Именно Осел в сложный момент в жизни Шрека оставался рядом, именно он был «эта­лонным образцом» дружеского поведения, благодаря чему Шрек смог поверить в себя и преобразовать энергию сопротивления в энергию дей­ствия.

Сильный кризис переживает и принцесса Фиона. Она разрывается между желанием «Стать такой как все», благодаря спасительному по­целую нелюбимого мужчины и желанием быть со Шреком в социально неодобряемом союзе. Здесь мы сталкиваемся с типичным проявлением кризиса идентичности, характерного для подросткового возраста, ко­гда открыто много возможностей, но не хватает знаний о своем Я. Те­лесная двойственность Фионы — отражение переживаемого ею кризи­са. Только после поцелуя любимого мужчины, символизирующего при­нятие ее женской части, она может обрести постоянное телесное Я.

Кульминацией является момент, когда Фиона поставлена перед вы­бором. Вот-вот зайдет солнце. Фиона нервничает и торопится: если ее до этого времени не поцелует лже-герой — лорд Фарквуд — она, как обычно, превратится в огра и все увидят ее другой — не прекрасной принцессой, а зеленым чудовищем, не похожим на окружающих. Пе­реживания Фионы связаны с одной стороны, с любовью к Шреку и стра­хом утратить эти отношения, а с другой стороны — со стыдом, что все вокруг увидят тщательно скрываемую ею часть личности. Желания, по­требности, чувства, идущие от Ид, сигнализируют ей о том, чтобы она выбрала Шрека и разделила с ним свою судьбу. Представления о нор­мальности, правильности, идущие от Персоны, говорят об обратном, находясь в конфронтации с Ид. Именно в этот момент появляется Шрек.

Окружающие люди и лорд Фарквуд смеются над огром, влюбив­шемся в принцессу. Однако Фиона, узнавшая о корыстности Фарквуда и о том, что он не любит ее, а лишь хочет использовать, останавливав церемонию. Несмотря на напряженность ситуации, понимая, что она вот-вот начнет трансформироваться, Фиона делает паузу и обращается к Шреку: «Ночью одна, а днем другая… Я хочу сначала показать тебе…» В этот момент заходит солнце и Фиона превращается в огра. Все окружающие вскрикивают от ужаса, однако Фиону волнует реакция только одного человека — Шрека. Она видит его глаза, полные бесконечного восхищения и любви. «Это многое объясняет», — говорит Шрек, узнавший тайну Фионы и принимающий принцессу в таком се воплощении.

Именно реакция полного принятия позволяет Фионе сделать собственный выбор. В этот момент она начинает сиять, поднимается вверх и опускается на землю. Фиона восстанавливает ego-функцию и обретает почву под ногами, человека, который ее очень любит, и свою и с тинную женскую идентичность. И это действительно так. Тендерная идентичность женщины, ее представления о своей женственности, привлекательности определяются тем мужчиной, который рядом с ней… Впрочем, как и тендерная идентичность мужчины.

Таким образом, только Встреча друг с другом без всяких масок. Встреча, где каждый предстает перед другим таким, какой он есть — е переживаниями и страхами, с болью и надеждами, с хрупкостью и уяз­вимостью, позволила каждому обрести себя, а нам — прожить вместе с героями чарующую историю, в конце которой, как положено, появи­лась надежда, что они будут жить долго и счастливо…

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Гринсон P.P. Техника и практика психоанализа. — М., 2003.
  2. Ефимкина Р.П. Пробуждение спящей красавицы. — СПб.: Речь, 2006.
  3. Малейчук Г.И. Идентичность ранней юности. Клинико-феноме-нологический подход: Монография. — Брест, 2001.
  4. Малейчук Г.И. Модель диагностики уровня психического состоя­ния клиента // Гештальт гештальтов. 2007. № 1. С. 77-87.
  5. Пропп В.Я. Русская сказка. — М.: Лабиринт, 2000.

Добавить комментарий