Немецкие исследователи Годфрид Фишер и Питер Рьедессер определяют травму следующим образом: «Травма — это переживание дисбаланса между угрожающими обстоятельствами и индивидуальными возможностями побороть их, сопровождающееся чувством беспомощности и незащищенности и вызывающее длительное потрясение в понимании себя и мира» (Fischer und Riedesser, 1999, S. 79) .
Отличия травмы и стресса
Травма |
Стресс |
Сознательный выбор реагирования отсутствует: впадение в состояние оцепенения или фрагментация психики. | Человек имеет выбор: бороться или уступить. |
Демобилизация, снижение чувствительности | Мобилизация энергии |
Будет ли травмирующей или стрессовой ситуация, зависит от защитных механизмов человека и от внешней среды, то есть понятие травмы относительно.
Травма, в отличие от стресса, всегда существенна, ее последствия затрагивают глубинные слои психики, имеют продолжительное воздействие на тело, разум и психику, в целом на жизнь человека и его самовосприятие.
Физиология травмы
В травматических ситуациях информация об окружающей среде, минуя кору головного мозга, передается в лимбическую систему, отвечающую за инстинктивные защитные механизмы поведения.
Информация сперва попадает в таламус, а затем в амигдолу, маленькую миндалевидную структуру мозга, хранящую информацию о чувствах, состояниях, ощущениях, которые человек переживал в своей жизни. В амигдоле информация проходит проверку на опасность, и если опасность подтвердилась, амигдола прекращает взаимодействие с гиппокампом — зоной, отвечающей за биографическую память. Это разделение приводит к тому, что позже, когда человек благодаря внешним раздражителям вспоминает травмирующее событие, амигдола фиксирует опасность, связь с гиппокампом вновь прекращается, как в реальной ситуации травмы, и передача сообщения о ложной тревоге становится невозможной.
Реакция амигдолы на опасность вызывает также блокаду зоны Брока, отвечающей за речь, поэтому речевая функция часто оказывается подавленной. Это является причиной того, что у человека часто нет слов для описания того, что он чувствовал и переживал во время травмирующего события.
Одновременно в тело выбрасывается большое количество опиатов и эндорфинов, поэтому боль не ощущается; уровень кортизола резко повышается, что позволяет организму препятствовать падению кровяного давления ниже опасного уровня. В случае хронической травматизации уровень кортизола остается повышенным, так что стрессовая система организма выходит из равновесия и остается хронически неуравновешенной. Если травматизация — длительная, то уровень кортизола сильно падает, это служит защите мозга, иначе важные структуры мозга разрушились бы.
При травме:
• кора головного мозга полностью выключается вместе с речевым центром;
• происходит разделение систем памяти в амигдоле и гиппокампе, что не позволяет сохранять сознательные воспоминания о травматической ситуации как о цельном опыте;
• травматическое событие запоминается во всей целостности переживания (чувства, ощущения, мысли, картинки).
• травматическое переживание запоминается в мышцах тела на всю жизнь.
При однократной травматизации связи в головном мозге восстанавливаются, поэтому самое важное — провести своевременную стабилизацию состояния человека.
Классификация травм
Существует множество вариантов классификации травм, одной из наиболее часто используемых является классификация по Леонор Терр:
Однократные — случайные, недолго длящиеся события, угрожающие жизни и здоровью;
Хронические — постоянно повторяющиеся ситуации, вызывающие чувства бессилия и беспомощности.
Также существенным является источник травмы: если ответственным за причинение вреда является человек (а не катаклизм, например), такие травмы сложнее поддаются терапии.
Свою классификацию травм, способствующую различению нарушений привязанности и травматических ситуаций, предлагает Франц Рупперт:
Тип травмы |
Травматическая ситуация |
Основные чувства |
Эмоциональный конфликт |
Экзистенциальная травма (насилие, несчастный случай) | Угроза жизни | Страх смерти | Отступить или бороться |
Травма потери(неожиданное сепарация (отделение от родителей), смерть ребенка) | Потеря любимого человека или статуса | Страх быть покинутым, страх одиночества | Отпустить и горевать или удерживать прошлое и то, что было потеряно |
Привязанности(отвержение ребенка матерью) | Нарушение эмоциональной привязанности | Эмоциональное расстройство; разочарованная любовь и беспомощный гнев | Доверять или не доверять людям, учиться ли любить вновь |
Травма системных отношений(инцест, убийства внутри семьи) | Совершение морально и этически не имеющих оправдания действий | Стыд и вина | Скрыть ли факт преступления или принять ответственность за него |
Последствия травмы
Выделяют четыре основных способа, которыми человек выходит из травмирующей ситуации:
Блокировка восприятия: человек ощущает себя как будто сквозь туман;
Замораживание чувств: онемение, безучастность, холодность;
Осознание себя вне тела: человек ощущает, что он покинул свое тело, и событие воспринимается происходящим со стороны;
Разделение на субличности.
Последствиями травмы являются:
Посттравматический синдром (PTSD);
Склонность к суициду;
Зависимости (алкоголь, наркотики и т.п.);
Расщепление личности;
Интериоризация агрессора;
Психосоматические заболевания (по разным оценкам психологов от 80 до 100% психосоматические заболеваний развиваются из травмы);
Социальные аспекты (отсутствие поддержки, общественное мнение, влияние травмы человека на окружение и т.п.).
Расщепление личности после травматического опыта
После травматического опыта, как описывает Франц Рупперт, личность расщепляется на здоровую, травмированную и выживающую части, что служит выживанию, см. рисунок.
Признаки здоровых частей:
• способность открыто воспринимать реальность;
• способность адекватно выражать чувства;
• хорошая способность к вспоминанию;
• доверие к другим людям;
• способность создавать эмоциональные связи;
• способность освобождаться от более нерелевантных отношений;
• зрелый подход к сексуальности;
• готовность к рефлексии собственных действий;
• готовность к соразмерному принятию ответственности;
• любовь к правде и ясности;
• надежда на хорошее разрешение проблем.
Признаки травмированных частей:
• сохраняют воспоминание о травме;
• останавливаются в развитии на момент травмы;
• ищут выхода из травмы, например, путем повторного переживания;
• реагируют на триггеры неожиданным выплеском эмоций.
Признаки выживающих частей:
• охраняют душевное расщепление;
• вытесняют и отрицают травму;
• стараются не вспоминать о травме;
• контролируют травмированные части;
• ищут компенсации;
• строят иллюзии;
• расщепляются вновь.
Трансгенерационная травма: понятие, последствия
Понятие трансгенерационной травмы
Трансгенерационная травма берет свое начало в неспособности родителей ребенка к построению стабильной надежной связи с ним, результатом чего является нарушение связи между родителями и ребенком (см. теорию привязанности Боулби).
Если мать или отец травмированы, они не могут полностью эмоционально открыться ребенку, поскольку их пугает контакт с травмированными частями себя. Ребенок, эмоционально тесно связанный со своими родителями, становится также вовлеченным в переживание этой травмы, и впоследствии в своих отношениях будет повторять рано усвоенные паттерны переплетения.
Такие паттерны могут передаваться из поколения в поколение, неся с собой скрытую опасность повторной травматизации в будущих поколениях. Травматический опыт может вызывать серьезные нарушения привязанности, которые, в свою очередь, увеличивают вероятность травматизации в жизни каждого отдельного члена системы, см. Рисунок 1.
Рисунок 1. Трансгенерационная передача: травма — нарушение привязанности — травма
Последствия различных типов травм в нескольких поколениях (по Ф. Рупперту)
Последствия травмы |
Первое поколение — травмированная мать и ее связь с детьми |
Второе поколение — дети детей (внуки) |
Третье поколение — дети внуков |
Экзистенциальная травма | Отщепленный страх смерти, сверхзаботливость, нетерпеливость, страх будущего | Скрытая тревога, внезапные панические атаки и тревожные расстройства | Умеренные формы гиперактивности |
Травма потери | Отщепленная боль потери, депрессия, недостаток энергии, низкая эмоциональная способность справляться со стрессом | Скрытая депрессия, внезапные проявления депрессии, лекарственная зависимость, идеи о суициде | Депрессия и скрытые идеи о суициде |
Травма привязанности без другого травмирующего опыта | Внутренняя пустота, неспособность к связи и выстраиванию отношений с ребенком | Истероидные и нарциссические расстройства личности | Умеренные формы расстройств личности |
Травмы привязанности и сексуального насилия | Пограничное расстройство, отвержение детей, неспособность заметить насилие, обращенное к детям | Пограничное расстройство личности, сильная наркотическая зависимость | Крайние формы гиперактивности, пограничное расстройство личности, булимия, навязчивое мытье |
Травмы привязанности и насилие, жестокость | Отщепленные страх, ярость и боль, множественные физические симптомы, насилие, жестокость по отношению к собственным детям | Антисоциальное расстройство личности | Антисоциальное расстройство личности |
Травма привязанности и системная травма (рождение детей от инцестуозных отношений) | Отщепленное замешательство, безэмоциональное существование | Отрицание реальности, скрытая шизофрения | Шизоаффективный психоз |
Травма привязанности и системная травма (убийство детей) | Аннигиляция всех чувств, относящихся к привязанности, уход в фантазии | Внутренняя пустота, расстройство идентичности, скрытая шизофрения | Шизофрения, анорексия, параноидно-галлюцинаторный психоз, патологическое ожирение |
Терапия травмы и нарушений привязанности методом системных расстановок (Франц Рупперт)
По мнению Ф. Рупперта, расстановки, при условии, что они сознательно проводятся с фокусом на терапию травмы, отвечают многим требованиям, которые необходимы для эффективной работы с травмой, поскольку обеспечивают:
• контролируемое перепроживание травматических ситуаций;
• возможность дистанцирования от травмирующей ситуации путем наблюдения за заместителями со стороны;
• возможность наглядно увидеть расщепленность личности;
• замедление процесса перепроживания травмы для избегания неконтролируемой диссоциации;
• активация эмоциональных ресурсов;
• построение целительных образов;
• включенность телесных переживаний в процесс трансформации;
• постепенное освобождение от телесных и эмоциональных блоков;
• возможность спонтанного освобождения блокированной энергии;
• человеческая поддержка, обеспечиваемая работой в группе.
В случае множественной хронической травматизации Рупперт отмечает эффективность комбинирования индивидуальной и групповой терапии.
Расстановки, травма и привязанность
Метод системных расстановок очень ясно иллюстрирует связь между привязанностью и травмой. В свете понимания теории привязанности (Боулби) расстановки раскрывают при помощи заместителей, разыгрывающих отношения внутри семьи, бессознательные, но активно действующие связи между ее членами, при этом эти связи могут быть крайне запутанными, так что целые семьи могут существовать в постоянном эмоциональном беспорядке симбиотических потребностей и агрессивных попыток определения границ.
Серьезные формы нарушений привязанности рождаются из неспособности семейной системы интегрировать некоторые события, для которых никак не найти эмоционального разрешения.
Если рассматривать такие события в контексте понятия травмы, то они, очевидно, являются травматичными. Такие травматичные события так сильно разрушают отношения между членами семьи, что создают беспорядок в психике каждого ее члена.
Расстановки делают видимой всю комплексность цепочки травматизации, нарушений привязанности и переплетений, которая ведет к развитию расстройств на протяжении нескольких поколений.
По мнению Франца Рупперта, использование классических семейных расстановок особо эффективно для терапии травмы потери во втором и третьем поколениях, в этом случае основной целью работы является возобновление потока замороженных чувств между членами семьи, находящимися в переплетении, благодаря вынесению на уровень сознания незавершенного в семье процесса горевания по умершему.
Наиболее важным результатом успешной терапии травмы потери, привязанности или системной травмы является постепенное движение клиента к своим родителям, их принятие, и особенно к матери, что обычно отнюдь не просто. В процессе терапии клиенту, в первую очередь, необходимо проявить чувства гнева и разочарования по отношению к родителям, без этого невозможен дальнейший процесс принятия. Это важно помнить терапевтам при проведении расстановок.
Проведенная расстановка не влияет на другого человека, например, родителей клиента, расстановка — это способ для самого клиента по-другому взглянуть на ситуацию, увидеть скрытое, изменить негативный и спутанный образ родителей и взаимоотношений с ними на соответствующий реальности, различить их содержание и свое. И здесь важным для исцеления является не идеализация реальности, а принятие ее такой, как есть, чтобы у клиента была возможность пройти естественный процесс горевания, оплакивания этой реальности и, в конечном итоге, принятия ее. Оно, в итоге, приведет клиента к осознанию своей собственной силы и позволит ему начать жить своей собственной жизнью.
Самым важным условием для начала работы с травмами является стабильность состояния клиента, оказание поддержки клиенту, определение его ресурсов для работы с травмой. Сам клиент определяет, с чем он хочет соприкоснуться и устанавливает границы работы.
Помимо классических семейных расстановок Рупперт широко использует придуманный им специфический вариант структурных расстановок. Стандартно расстановка начинается с двух заместителей: клиента и проблемы. В большинстве случаев становится ясно, что проблема является мостом между травмированной и нетравмированной частями и связана с другими симптомами, так в расстановке появляются и другие заместители.
В процессе становится видно, что части отделены друг от друга, не находятся в контакте друг с другом. Так расстановка иллюстрирует диссоциацию клиента, и в этом месте важно остановиться и обратиться к клиенту, чтобы понять, каким образом двигаться дальше и двигаться ли вообще. Для клиента это хороший способ получения навыка распознавать состояния, в которых он спасается от реальности, отделяясь от своих чувств.
В процессе расстановки постепенно проявляется, где коренится травма, какие члены семейной системы клиента в ней задействованы. Это порождает ситуацию, когда в одном заместителе проявляется как другой член системы, так и субличность клиента, что позволяет понять травму с ее внутрипсихическими и межличностными динамиками и компенсаторными симптомами.
Обычно в конце расстановки расщепленные части личности находятся в лучшем контакте, чем до этого, и гораздо более способны к взаимоподдержке и стабилизации.
Список литературы и интернет-ресурсов по теме
Франц Рупперт «Травма, привязанность и семейные расстановки. Понимание и исцеление душевных ран», 2008, англ.яз./ Franz Ruppert «Trauma, Bonding and Family Constellations. Understanding and healing injuries of the soul», Green Balloon Publishing, UK, 2008.
Сайт Франца Рупперта:
Бертольд Ульсамер, статья «Работа с травмой и семейные расстановки: несовместимы или дополняют друг друга» (статья доступна в рассылке Елены Веселаго
В заключение прилагаю лист с вопросами, который я даю перед консультацией (это хорошо «включает» в работу):
В семейную систему входит ваша нынешняя семья с вашим мужем/вашей женой и вашими детьми. Кроме того, к ней относятся родительские семьи обоих супругов и бабушки и дедушки с обеих сторон. Все, что происходило в рамках этих семей, может оказывать существенное влияние на вас и вашего ребенка/ваших детей, придавать сил или ввергать в переплетение. Пожалуйста, до консультации дайте себе точные ответы на следующие вопросы:
Был ли у вас, вашего мужа/вашей жены, у кого-то из ваших родителей партнер до брака?
Есть ли у вас/вашего партнера зачатые до брака дети? Где эти дети живут? Есть ли у вас с ними контакт? Знают ли ваши дети о вашем/вашего партнера предыдущем браке? Знаете ли вы о том, что у вас есть сводные братья/сестры? Усыновляли ли вы/ваши родители ребенка? Вы сами являетесь приемным ребенком? Был ли восстановлен контакт с родными родителями?
Был ли у вас/ваших родителей/родителей мужа/родителей жены ребенок, который умер? Об этом ребенке знают все? Его оплакали? Был ли у вас/вашей жены (предыдущей партнерши) аборт?
Вы/ваша жена/ваш муж/ваш отец/ваша мать/отец или мать вашей жены/вашего мужа рано потеряли одного или обоих родителей?
Знает ли каждый из перечисленных выше лиц обоих своих родителей? (Даже если никогда их не видели!)
Умер ли кто-нибудь из женщин в родах?
Исключил ли себя/был исключен кто-нибудь из членов семьи? У кого из членов семьи по-прежнему есть с ним контакт? Были ли у ваших детей/у вас расставания с одним из родителей или с обоими родителями (например, госпитализация в раннем возрасте/болезнь матери, повлекшая разлуку с ребенком/воспитание у бабушки, дедушки или тети, так что ребенок порой предпочитал/до сих пор предпочитает этого человека матери)?
Есть ли в семье случаи тяжелой физической или душевной болезни?
Есть ли внутри семьи тенденции к самоубийству?
Случались ли удары судьбы (бегство/потеря имущества и состояния/потеря работы)?
Плохо поделенное наследство?
Был ли кто-нибудь лишен наследства?
Добился ли кто-нибудь наследства нечестным путем?
Был ли кто-нибудь осужден?
Находился ли кто-нибудь в концлагере? Если ли среди членов семьи участники войны? Если ли среди членов семьи жертвы войны или военных преступлений? Погибшие? Был ли отец/дед долго в плену? Есть ли в вашей семье военные преступники? Есть ли в семье случаи самоубийства? Убийства?
Есть ли в семье кто-нибудь, кто очень религиозен? / Ушел в монастырь? Стал священником?
Было ли над вами/вашим партнером/партнершей совершено насилие? Есть ли в семье алкоголизм или другие зависимости?
Булимия/анорексия/мигрени/боли в пояснице/ревматизм/заболевания обмена веществ или другие тяжелые заболевания (рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, эпилепсия)?
Знаете ли вы могилы своих родителей/бабушек, дедушек? Вы их посещаете? Указаны ли на могильной плите имена погибших?
Будет хорошо, если вы до консультации, насколько возможно, проясните для себя эти вопросы и. может быть, обратитесь за помощью к родственникам.
Про историю своей семьи можно как-то так примерно расспрашивать. Совсем не факт, что все-все-все из перечисленного встречается: это только схема, чтобы ни о чем не забыть спросить.