Консультация психолога в Сыктывкаре — Надежда Ясинская,
тел. 8-909-124-96-99 или 79-28-12 (в том числе и по вопросам, рассматриваемым на примере в этой статье коллеги).
Если рассматривать данное понятие беспристрастно, без негативной окраски, можно сказать, что конфликт – нарушение баланса. Эта некая ситуация, которая выбивается из привычной схемы существования. Если нарушается баланс, возникает потребность вернуть его, организовать жизнь в русле привычной схемы.
То есть, конфликт – ситуация, которая наступила в результате непредсказуемого события. Это описание можно применить ко всем конфликтам в принципе, будь то конфликт организм-среда, человек-человек, человек-общество, человек-стихия.
Существуют многочисленные классификации конфликтов. Целый раздел психологии занимается изучением этого явления и носит название «конфликтология». В рамках данной статьи я предлагаю рассмотреть конфликты с точки зрения их протекания и разделить на внешние и внутренние.
Внешние конфликты – конфликты организм-среда. Они происходят на границе-контакт человека с внешним миром. Нарушается равновесие во взаимодействии человек-среда. В эту группу можно отнести все конфликты, возникающие между человеком и чем-то или кем-то внешним.
Внутренние конфликты (в психологии их часто называют внутриличностными) – не что иное, как столкновение наших внутренних феноменов.
Например, убеждения, что нужно быть всегда вежливым и желание ответить хамством на хамство. Оставаясь вежливым, человек подпитывает своё убеждение, что он поступил правильно. Но испытывает неудовлетворенность от того, что не высказал своё истинное отношение, не защитил себя. В таком случае он может долго вести внутренний диалог, чтобы успокоиться и доказать самому себе, что поступил правильно.
Проблема кроется в том, что многократное повторение подобных ситуаций приводит к стойкому чувству неудовлетворенности, а порой даже к депрессии.
Часто между собой сталкиваются правила, нормы и убеждения, усвоенные с детства, и желания, которые есть у человека в текущий период.
Правильные девочки и мальчики, воспитанные хорошими мамами и папами, зачастую весьма уязвимы во взрослом возрасте. Им привили хорошие манеры, но не научили слушать себя и свои желания, отстаивать границы и защищаться.
Взлелеянные заботливыми родителями, ограждавшими их от всей жестокости и некрасивости мира, во взрослом возрасте они становятся в лучшем случае чудаками в розовых очках. Доверчивыми и наивными.
Именно их легче всего обидеть и обмануть.
И именно в них больше всего внутренних конфликтов, так как воспитание диктует, что необходимо хорошо себя вести, а реальность показывает, что не всегда это нужно. И здесь часто можно видеть неконгруэнтность – несоответствие внешних проявлений внутренним потребностям. А это не что иное, как ложь.
Ложь самому себе: хочу одно, а делаю другое. Самообман влечёт за собой обман окружающих. Именно так внутренний конфликт перерастает во внешний. Собеседник на невербальном уровне чувствует обман, подвох, ложь. И не верит в ответ.
Часто внутренний конфликт не осознается. Человек испытывает дискомфорт, но не понимает, с чем он связан. Психика находится в напряжении, необходимо снизить тревогу, но «хозяин» имеет мощные психологические защиты, препятствующие осознаванию.
И тогда появляется телесный симптом. Это то, что называется психосоматикой. Все болезни от нервов – известная фраза. И она имеет теоретическое обоснование.
Неосознаваемые проблемы ищут выход. Не находя выход в сознание, проявляются на телесном уровне. Из-за проблем в психо реагирует сома (тело). Вот и наступает психосоматический недуг, к коим относят гастриты, псориаз, экзему, язву желудка и другие болячки.
Пример из практики:
Диана, 21 год. Замужем, ребёнок, 1,5 года. Живёт в одной квартире с мужем, свекровью и двумя сёстрами мужа. Страдает хронической заложенностью носа, из-за чего вынуждена постоянно пользоваться сосудосуживающими каплями. Испытывает сильный дискомфорт.
В процессе терапии выясняется, что впервые с этой проблемой столкнулась во время беременности, на которую и списывала возникновение симптома. После родов симптом не прошёл. Выясняется, что впервые симптом обнаружился после переезда Дианы в квартиру к мужу и его родственникам.
В процессе работы «всплывают» сильные чувства к родственникам мужа. Диана описывает своё состояние: я задыхаюсь в этом доме», мне не хватает места, у меня нет своего пространства, мне чуждо и дико всё, что там есть. Затем в ходе эксперимента формулируется фраза: я не хочу дышать с ними одним воздухом.
Осознав этот момент, Диана почувствовала сильное облегчение. Постепенно симптом прошёл, так как мы начали работать над осознаванием её границ, потребностей и способами сделать свою жизнь рядом с родственниками мужа более комфортной.
Примерно через полгода с Дианой произошёл показательный случай. Она поехала на дачу со своими родителями. Обстановка была напряжённой, так как отношения с матерью у Дианы достаточно непростые. На территории родителей она вынуждена постоянно следовать правилам и делать только то, что хочет от неё мать.
Пробыв на даче целый день, Диана возвращается домой на машине через рапсовые поля. Постепенно она начинает чувствовать себя всё хуже и хуже: слезятся глаза, из носа течёт, поднимается температура. Через час, оказавшись дома, Диана чувствует себя совершенно больной. Она уверена, что испытывает острый приступ аллергии на рапс.
Но что произошло на самом деле? Типичная ситуация «удушения», навязывания чужой воли, нарушение границ вызывает сильное сопротивление. Чувства по отношению к «нарушителям» запретны, так как могут привести к сильному аффекту и скандалу. Психика давит их осознавание и последующее проявление чувств. Неосознанные феномены всплывают по знакомому маршруту – через телесный симптом. Снова заложенность носа, сопли и т.д.
В дальнейшей терапии был разработан экологичный для Дианы способ отстаивания своих границ, и симптом покинул её навсегда.
Здесь мы видим внутриличностный конфликт между потребностью заявлять о своих желаниях, отстаивать собственные границы и невозможностью говорить об этом вследствие запрета на выражение негатива и несогласия с родственниками (как собственными, так и родственниками мужа).
Клиентка в детстве имела травматичный опыт в семье, где властная мать не считалась с потребностями и желаниями детей и постоянно наказывала за непослушание. Поэтому любое несогласие с мнением членов семьи отпечаталось в психике Дианы, как чреватое наказанием.
Опасность психосоматических симптомов в том, что в случае игнорирования, они переходят полностью в тело (сома) и хронифицируются, становясь реальной болезнью, требующей медицинского вмешательства.
Поэтому настоятельно рекомендуется внимательно относиться к вновь возникающим симптомам и работать с ними во избежание хронических болезней.
Также необходимо упомянуть о том, что модель поведения, усвоенная в детстве, не всегда соответствует задачам современного мира. Наши родители жили в то время, когда мир вокруг был несколько другим.
Соответственно, нас воспитывали для жизни в том обществе, которого уже нет. Поэтому стоит иногда пересматривать свои установки, правила и принципы и проверять их на соответствие реальности.
Чёткие, ригидные (малоподвижные, устоявшиеся) установки и правила создают препятствия для творческого приспособления к взаимодействию с окружающим миром. Поэтому важно пробовать, тестировать новые способы поведения, выходящие за рамки привычного с тем, чтобы ощутить полноту жизни и вздохнуть полной грудью!
Автор — Дарья Владимировна Иванова, кризисный психолог.
Источник —