(с просторов интернета от Люда Орел
Люди, которые организуют свое дело, часто сталкиваются со следующими проблемами.
1. Бизнес-информация (об управлении, организации продаж и т. д.) либо «заточена» под крупный бизнес, либо является второсортной (не всегда понятно, в каком «заборостроительном» очередной гуру подцепил ту ахинею, которую он несет как великую истину).
2. Там, где все держится на одном человеке, бизнес-процессы часто оказываются неотделимы от остальных жизненных процессов. Это менее заметно в молодости (ага, «мне 300 лет, я выполз из тьмы»), когда еще есть силы на некоторую «двужильность». Но годам к 30 (у кого-то раньше, у кого-то позже), ресурс на «двужильность» заканчивается. Оказывается, работоспособность может критически падать после странных вывертов со стороны родственников, и нужно как-то вплотную заняться этим вопросом. Перебои со сном и питанием уже не проходят даром, а оборачиваются убытками и разочарованием в себе как в профессионале. В общем, впереди начинают маячить либо «серьезные изменения в консерватории», либо вылет из бизнеса.
3. Индивидуальный бизнес довольно сильно психологизирован. Все в нем имеет высокую личностную значимость и ценность. Такую работу просто так не поменяешь, так как это часто вопрос признания, жизненной миссии и идентичности. В результате мы имеем:
— Повышенную остроту переживаний при решении ряда вопросов — начиная от бухгалтерии и заканчивая дизайном вывески.
— Повышенную психоэмоциональную нагрузку соответственно (это не тавтология, это напоминание о необходимости некоторой специальной заботы о себе, а то из словосочетания «повышенная острота переживаний» это не для всех может следовать).
— И, если посмотреть на этот же вопрос еще под одним углом, обострение различных конфликтов: между работой и личной жизнью, между реализацией миссии и получением прибыли и т. д. Причем уровень конфликта, напомню, далеко не производственный, а вполне себе экзистенциальный, затрагивающий основополагающие жизненные смыслы и ценности.
Как решаются эти вопросы?
1. Традиции. Единицы людей в нашей стране могут опираться на традиции предпринимательства, передающиеся из поколения в поколение. Советская власть… как бы это так пополиткорректнее выразиться… не способствовала развитию бизнеса, а если отбросить политкорректность, можно сказать, что бизнес в нашей стране последовательно уничтожался в течение нескольких поколений подряд. Но кое-где традиции оставались и развивались.
Об этой теме я могу говорить разве что в расстановочных терминах, да и то очень расплывчато. Скажем так: людей, за спиной которых стоят поколения предпринимателей, обычно очень хорошо видно, и они владеют каким-то особым «дао», недоступным «простым смертным». У них можно подсмотреть и перенять элементы этого искусства, но если за вашей спиной стоят поколения ссыльных и расстрельных, вам предстоит долгий путь первопроходца, — иначе никак. Даже если вам удастся «договориться» со всеми своими ссыльными и расстрельными, чтобы они не одергивали и не останавливали вас на каждом шагу в направлении того самого занятия, из-за которого с ними случилась такая беда, учиться и накапливать опыт придется «с нуля» (вспомните также, когда именно вы начали движение от нуля, — лично у меня с того момента прошло уже более 20 лет).
Но, кстати говоря, у людей, которые сами осваивали какую-то область в сознательном возрасте, есть свои преимущества. Просто за счет того, что в этом случае задействуются более зрелые формы мышления, что может дать результат качественно более высокого уровня.
2. Обучение, самообразование. Книги, фильмы, видеозаписи лекций и выступлений в открытом доступе. Курсы, группы, семинары, тренинги. Высшее образование, а также среднее образование (кстати, есть такой лайфхак в России, надеюсь, его пока не прикрыли: на программу среднего специального образования можно поступить бесплатно, даже если у вас уже есть диплом о высшем образовании или если это не первое среднее специальное в вашей жизни). Часто самозанятым людям приходится становиться профессионалами в самых разных областях: как минимум, в той области, на которой специализируется бизнес, и в области управления.
Очень часто знания приходится собирать из самых разных областей под свою специфику. Не у всех есть на это время, силы и прочие ресурсы. Скажем, меня хватило на два высших образования (естественнонаучное-педагогическое и коммерческое) и кучу дополнительных профессиональных курсов по психологии и психотерапии. С одной стороны, мне, можно сказать, повезло. С другой — это всегда было связано с насущной потребностью добрать недостающее: познакомившись со школьной предметной педагогикой, я обнаружила, что она ужасно оторвана от жизни в современных экономических реалиях, а создав свой первый бизнес и пройдя программу экономического ВУЗа, поняла, что есть еще что-то важное неуловимое, что в моей тогдашней бизнес-деятельности высвечивалось даже ярче, чем те задачи, которые мы «официально» решали. И поскольку к тому моменту мне уже стало понятно, что я перехожу в консультирование, потому что это важнее, потому что кругозор позволяет и потому что я не могу этого НЕ делать (а тогда и деньги получать логичнее с этого, а не с дополнительной работы для того же заказчика), я стала набирать психологию, психотерапию и пр.
Это я не для того, чтобы похвастаться (хотя и для этого тоже), это я к тому, что так бывает, и это ОК.
3. Опыт работы. Хорошая штука, хотя многих людей, организующих свое дело, часто передергивает при воспоминании о своем опыте «работы на работе оплата деньгами». В общем, у многих этот опыт отображается как достаточно травматичный. Но далеко не у всех. Наработка контактов, репутации, портфолио, освоение технологий работы, заработок, наконец, — все это очень важные вещи.
Если же опыт оказался травматичным, поначалу могут быть такие «спецэффекты»: человек стремится сделать все «не так, как там». Часто терпит неудачу — если не в этом, то в том, что такая инновационная работа оказывается очень затратной, что ставит под вопрос выгодность самого организуемого бизнеса. А главное — напоминания о прошлом все равно могут быть, что может заставлять переделывать, переделывать и переделывать. И так до бесконечности.
Помогает обычно подробный «разбор полетов». Что было так, что не так, где были хорошие эпизоды, а где — несправедливость и прочий негатив. Что для вас теперь, когда у вас есть этот опыт, вам важно было бы делать по-другому, а какие умения можно и нужно использовать «как есть». Это непросто, но это благодарная работа. Лучше ее проделывать не в одиночку, а получая поддержку других: хороших друзей, коллег по цеху, а иногда и консультанта.
Ну и конечно, опыт в своем деле очень важен. Попытки и пробы, улучшения и усовершенствования, учет специфики отдельных проектов и случаев, — все это очень важно. Даже когда вы делаете то, что станет вашим основным делом, лишь урывками, это все равно важно и дает большую опору при дальнейшей работе. (Кстати говоря, даже опыт переживания неудач может быть мощным рыночным преимуществом, ведь от серьезных потрясений никто не застрахован, а вы уже умеете с ними справляться.)
4. Индивидуальные консультации. Здесь могла бы быть наша реклама, но не будет, потому что вот уж кого-кого, а консультантов на рынке — хоть отбавляй. «На любой вкус и кошелек», как любили писать на своих сайтах наши клиенты по первому бизнесу. (.-:
Если консультант этичен, он будет заботиться о ваших интересах, помогать разбираться в сложных ситуациях, а главное — не будет уводить у вас бизнес или разглашать вашу информацию. Это важные аспекты. Это важно.
Остальное во многом зависит от опыта и квалификации: консультанты бывают разные, и подбирать их нужно в соответствии с решаемыми задачами. Это, кстати, часто нетривиальная задача. Иногда я даже думаю, что нужен какой-то отдельный консультант по выбору консультанта. (.-:
Есть ли еще что-то важное, о чем я здесь не упомянула? Из чего вы собираете свой «паззл» ценных умений? Какие ресурсы привлекаете, какие области затрагиваете?
КАК РАЗ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ:
1.Остановиться и подумать.
2.Сориентироваться в жизни.
3.Выбрать новый маршрут для движения: установить свои отношения с бизнесом, с доходом, отдыхом и способом развития —
В ЦЕНТРЕ «АФИНА» (Советская, 12, тел. 79-28-12) НАЧИНАЕТСЯ НАБОР ГРУППЫ ИЗ 10 УЧАСТНИКОВ НА АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ ЛИЧНОСТНЫЙ КОУЧИНГ-ТРЕНИНГ ДЛЯ ЖЕНЩИН «НАПРАВЛЕНИЕ-СТАРТ».
Программа «Направление-Старт» предполагает этапы самоопределения (Кто Я. Чего Я хочу), определения жизненного направления (Куда Мне), готовности к старту (Могу ли Я), определения первого шага (С чего Начать) — всё это соединено с глубоким и практическим осмыслением и результатом техниками ТВОРЧЕСТВА (рисование и др.) и ТЕКСТОТЕРАПИИ-СВОБОДНОГО ПИСЬМА.
Справки по тел. 79-28-12.