Очень часто можно услышать в запросах родителей, у которых уже взрослые дети, о том, что их беспокоит то, каким образом складывается судьба их взрослых детей. Либо ребенок занимается не тем, чем бы хотелось родителям. Либо ребенок не является финансово самостоятельным, либо у него до сих пор нет семьи.
При этом родители говорят о том, что внутри них присутствует некая пустота, как будто ребенок, который является их продолжением, разочаровывает их, и словно разрушены их мечты, надежды. И их силы, которые были направлены на воспитание, обучение, благополучие ребенка, оказались напрасными.
Это звучит так, как будто бы вместе с «неудачами» детей жизнь родителей остановилась. На самом деле, здесь речь идет о том, что внутри родителей существует некая пустота, которую они пытаются закрыть с помощью каких-либо достижений ребенка, с помощью «перенаправления» своего внимания с себя самих на «проблемы» взрослого ребёнка.
Часто такие родители говорят о том, что вот если бы у ребенка жизнь сложилась иначе: он женился, появились дети, она была бы финансово обеспеченной,- то при этом родители бы чувствовали смысл своей жизни. Им кажется, что при этом их жизнь потечет в совершенно другом русле и они будут себя иначе чувствовать.
Но это не так. Здесь речь идет о том, что внутри родителя продолжает жить какая-то история (его личная — грустная, обидная, печальная, тяжёлая — история), которая и создает это ощущение внутренней пустоты и бессмысленности. Конечно же, это влияет и на самих детей, и на их жизнь.
И ключ к решению для родителей здесь – это посмотреть в ту историю, которая стоит за этим ощущением бессмысленности и пустоты.
Самая прочная и устойчивая связь — это связь между родителем и ребёнком. Каждый ребёнок носит свою семью в своём сердце. И часто он не знает, откуда идут его чувства — мы называем это «переплетениями». Ребёнок как бы вплетён в события и судьбы людей, о которых может даже не знать. Основное правило семейных отношений гласит: все родственники имеют право на принадлежность. Если кого-то из них исключают, то судьба исключённого может отразиться на другом члене семьи в следующем поколении, и это может проявляться в депрессиях, немотивированных приступах агрессии, нежелании жить, фобиях, иррациональных моделях поведения и заболеваниях, в невозможности создать семьи и иметь детей. И пока не восстановлено право исключённого, пока ему не отдали должного, невидимыми нитями живущие связаны с теми, кого уже давно нет.
Одним из вариантов нашей взрослой личной — грустной, обидной, печальной, тяжёлой — истории может быть история с нерождёнными детьми.
Под словом «нерождённый» понимается: абортированный, мертворождённый, выкидыш (не зависимо от того, сколько лет назад это случилось…Здесь нет «срока давности»…).
ВЛИЯНИЕ НЕРОЖДЁННЫХ ДЕТЕЙ НА ПАРТНЁРСТВО
• Аборт оказывает глубочайшее влияние на душу. Родительство наступает в момент зачатия, и его нельзя отменить абортом.
• Последствия аборта для родителей, как правило, намного тяжелее, чем если бы они родили ребёнка.
• Вину за случившееся нельзя разделить — у каждого она своя.
• Если женщина, забеременев, не рассказала об этом своему партнёру, её ответственность и вина усугубляются.
• С каждым абортом абортируется часть отношений. Физически это может быть прекращение или нарушение сексуальных отношений, но по-настоящему этот разрыв происходит на уровне душ. Ситуация остаётся такой до тех пор, пока каждый из родителей не признает свою вину, пока мысленно они не посмотрят на ребёнка и не дадут ему место в своём сердце. Тогда оба смогут быть вместе.
• Отношения в паре не могут быть завершены, если в них есть непринятые нерождённые дети. На тонком плане эта связь остаётся, пока они живы.
РОДИТЕЛИ И НЕРОЖДЁННЫЕ ДЕТИ
• Душа матери переживает аборт так, как если бы она потеряла часть себя. Её влечёт к мёртвому ребёнку, её тянет в смерть… Боль от этого столь велика, что в большинстве случаев это движение переходит в сферу бессознательного, и женщина может ощущать упадок сил, нехватку энергии, как если бы её жизнь куда-то утекала.
• Сердце матери остаётся с каждым нерождённым ребёнком, и пока он для неё не оплакан, она «закрыта» для других детей. Ребёнок, который рождается позже, может неосознанно испытывать страх по отношению к матери.
• Мужчина, у которого есть абортированные дети, имеет те или иные финансовые проблемы.
• Живущие дети могут быть беспокойными, болеть, плохо учиться, с ними могут происходить несчастные случаи. Родитель может ощущать, что не имеет настоящего хорошего контакта с ребёнком.
ДЕТИ, У КОТОРЫХ ЕСТЬ НЕРОЖДЁННЫЕ БРАТЬЯ И СЁСТРЫ
• Если у вас есть нерождённый брат или сестра до вас, то этот ребёнок «уступил» вам своё место в системе, т.к., вероятней всего, вас бы не было. Тогда часто у таких людей не складывается сама жизнь: они могут ощущать, что не имеют право жить, чувствовать, что проживают несколько жизней одновременно, иметь финансовые трудности… Как будто они не могут позволить себе полноценную счастливую жизнь. Обычно у таких людей возникают сложности с выбором профессии, они жалуются на неспособность найти свой путь. В их арсенале несколько образований, они часто меняют работу, их личные отношения сложные и разнообразные, а среди их друзей много разных и кардинально не похожих друг на друга людей.
Во взаимодействии их с матерью два сценария: отстранённость, иногда агрессивная возбуждённость в случаях, когда мать что-то требует или чему-то учит, «залипание» в отношениях — такой ребёнок чувствует, что ему слишком много дают (за двоих, а то и за троих). И второй вариант: внутри него есть не потребность, а чувство долга — он должен быть успешным, знаменитым, оставить свой след в этой жизни. Как будто человек в своём сердце смотрит на нерождённых братьев и сестёр и говорит им: «Я проживу свою жизнь за нас всех!» — и именно это становится причиной многих его неудач.
• Если нерождённые дети есть после вас, то динамики менее разнообразны, но, как правило, страдает сфера семейных отношений. Даже создав свою семью, мы чувствуем, что мы на службе не только у неё, но и у своих друзей, и на работе — по той причине, что наша душа становится для наших братьев и сестёр «мамой», т.к. наша мама на них не смотрит.
• Если у вас есть нерождённые братья и сёстры и до и после вас, то часто такому человеку вообще сложно что-то со своей жизнью сделать. В описании своей жизни они могут использовать фразы «я не чувствую опоры под ногами», «земля уходит из-под ног», «я не знаю, кто я и чего хочу от этой жизни», «у меня нет вкуса к жизни», «я как будто живу, но я не здесь», «у меня ощущение, что я живу не своей жизнью»…
• Если между живыми братьями и сёстрами есть нерождённые дети, то они чувствуют отчуждённость друг от друга, и иногда эта отстранённость превращается в пропасть.
Вы можете спросить: а при чём тут выкидыши и мертворождённые дети, их же никто не убивал? Это верно, но часто боль от потери столь велика, что пара не в состоянии по-настоящему оплакать и отпустить такого ребёнка. Поначалу они ищут виноватого, явно или неявно пытаясь переложить вину друг на друга, на врачей, а то и на самого Бога. Но если о таком ребёнке не говорят, если о нём забыли или при вспоминании о нём есть боль, значит, он всё ещё не оплакан, исключён, и, значит, будет тот, кто частично или полностью займёт его место.
И ключ к решению для родителей здесь – найти в себе мужество и посмотреть в ту историю, которая стоит за этим ощущением бессмысленности и пустоты. Сделать это можно с помощью такого способа, как Семейная системная расстановка.
Все вопросы в отношении консультаций и расстановок — по тел. 79-28-12 (Надежда).
До встречи на расстановках или в апреле — в группе «Моя семья» —
В процессе тренинга по программе «Моя семья» будут использованы различные упражнения; занятия составлены с опорой на современные системные семейные концепции в психологии. Формат: малая группа 4 человека, вечером в 1 и 3 субботу месяца.
Эти 16 занятий программы «Моя семья» позволяют целенаправленно и глубоко проанализировать и восстановить семейные отношения, привести их в гармонию, найти ресурс и силы как дл себя, так и для своих детей или партнёров.
Первая встреча состоится 4 апреля 2015 года (Центр «АФИНА», Сыктывкар, Советская, 12), тема — первое вводное занятие: «Семья в нашей жизни».
Вопросы занятия:
— Что такое семья?
— Моя семья – кого я в нее включаю?
— Все ли мои родственники – моя семья?
— Что дает мне семья?
— Что я даю семье ?
— Чем она мешает?
— Что значимее для меня: семья или друзья?
— Могут ли друзья или группа друзей заменить семью?
— Братья и сестры – моя семья? Они важнее друзей?
Предварительная запись открыта, вот здесь: