Если Вам станет грустно (в смысле — стыдно за себя в своих отношениях со своим ребёнком) после прочтения этой маленькой заметки — то это повод прийти на консультацию к психологу в Сыктывкаре (тел. 79-28-12): возможно, что-то необходимо переосмыслить и выправить в отношениях «Я и мой ребйнок»! И это — поправимо! И — никогда не поздно!!!
Можно ли воспитывать ребёнка без наказаний? Есть ли дети, которых воспитывать легко? От чего это зависит? Что делать, когда ребёнок ведет себя не так, как нам хотелось бы?
Наши поступки в отношении детей, способы взаимодействия и решения конфликтов, приемлемость наказаний и их количество напрямую зависит от того, что мы видим в ребёнке. То, что мы видим в ребёнке — это определяющий фактор всех наших дальнейших поступков.
Если мы видим перед собой хулигана, желающего досадить родителям или сделать больно брату или сестре, или ленивого ребёнка, не желающего учиться, то мы выбираем один план действий. Чаще всего это наказания («если ещё раз так сделаешь — останешься без мультиков на весь день»), манипуляции («если сам не оденешься — останешься дома, мы уходим»), пристыживание («ты уже такой большой и не можешь сам надеть штаны?») и многое другое.
Все эти действия лишь ожесточают сердце ребенка, делают его более сложным для воспитания и случаются от бессилия родителей, когда нет понимания, что происходит с ребёнком на определённом этапе развития.
Кроме того, нам кажется, что наказания действуют. Ещё бы, ребёнок ведь больше всего боится потерять связь со значимым в его жизни взрослым, оказаться непринятым и непонятым. Для сохранения этой связи ребёнок сделает все, что угодно. Однако внутри ребёнка зреют тревожность, агрессия, страх и беспокойство. Всё это проявится в другой ситуации, когда родитель меньше всего ожидает этого.
Если в этом же ребёнке мы видим незрелую личность, которой ещё по возрасту несвойственно иметь взрослые реакции, которая находится в процессе становления и овладевания своими эмоциями, и видим, какой большой вклад мы сможем внести в психологическое взросление ребенка своим участием и принятием его эмоций, наши действия будут совершенно иными.
Предлагаю вам посмотреть на эту картинку айсберга, на которой наглядно видно что произойдет, если мы будем воздействовать на поведение, и что произойдет, если мы будем воздействовать на причины этого поведения.
Поэтому, когда с ребёнком становится сложно, есть большой смысл в том, чтобы не закручивать гайки и ужесточать наказания, не манипулировать ребёнком. Плохое поведение — это лишь последствия и верхушка айсберга. Если мы будем искать и видеть причины, которые спровоцировали такое поведение, будем смотреть глубже, если мы будем работать с причинами, а не с последствиями, тогда уже не будет такой большой необходимости в наказаниях, чтобы воспитать ребёнка.
Статья написана на основе разработок канадского психолога Г.Ньюфелда
(Автор: Юлия Варлакова)