Статья, скорее всего, может вызвать «эффект узнавания»… И, если она Вас так затронет, — обращайтесь на консультацию (тел. в Сыктывкаре 79-28-12, Надежда, стоимость консультации 2.000 руб. в час) — возможно, у Вас возникнет желание изменить полученные в детстве программы-установки…
Не поверите, но, в общем-то, вся суть психологического консультирования (обращения человека к психологу по какому-либо вопросу) сводится к тому, чтобы человек понял, что он хочет и смог этого достичь (то есть к тому, чтобы человек научился понимать свои желания и их осуществлять.
Захотел — пошёл и сделал. И при этом ещё умудрялся быть адекватным окружающей действительности и собственным потребностям.
Что ж в этом сложного?
Хотеть. Почему «хотеть» и «желать» так сложно? Да потому что наш внутренний голос (он есть у каждого, как бы кто ни пытался его «заглушать») так и шепчет примерно следующее:
«А кто вам сказал, что у вас есть право хотеть?»
«Ваши желания могут оказаться столь ужасными, что вы сами остолбенеете от этого ужаса? Ведь вы можете захотеть действительно чего-то ужасного. И тогда даже страшно представить, что будет».
«Даже не пытайтесь нащупать свои желания. Всегда есть желания большинства — правильные, выверенные поколениями, одобренные грамотными, умными людьми. А кто вы?»
«А вдруг вы захотите чего-то такого… стыдного… и что тогда? Ввек не отмыться. Будет стыдно всем».
«А если то, что вы хотите, расходятся с интересами близких вам людей? Вы готовы с ними так поступить?»
Что останавливает человека от признания своих собственных желаний? Нежелание (страх) испытывать тяжёлые чувства — ужас, стыд, вину.
Любое движение в жизни — это движение к чему-то важному, вам необходимому.
Если то, к чему вы двигаетесь, отвечает вашим истинным желаниям, оно удовлетворяет ваши потребности и даёт вам то, в чём вы нуждаетесь, — то вы испытываете удовлетворение и наполненность человека, который получил то, что хотел. Вы ощущаете удовольствие от жизни.
Если вы двигаетесь не туда, то даже удовлетворяя социально значимые позиции, удовольствия не получаете. Это всегда «мимо кассы». Ваши потребности остаются не удовлетворёнными. Если вы кормите не ту потребность, сытость не ступает. Например, можно объесться шоколада, но если хочется секса, легче не станет. Или самый шикарный секс не заменяет любовь и отношения. Или секс не с тем человеком не приносит радости, даже казалось бы при голодной потребности. Хотелось котлет по киевски, а съели борщ с пампушками. Вроде еда и там и там, но удовлетворение не наступило.
Почему вдруг ужас, стыд и вина? Что вызывает такие чувства?
Конфликт наших желаний с установками, впитанными с детства. Часто совершенно нами не осознаваемыми.
С тем, что внушалось напрямую или исподволь мамой, бабушкой, тётей, учительницей в школе, соседкой по подъезду, вожатой в лагере или тётей с телевизора. Той значимой женской фигурой, которая воспринималась нашим податливым детским сознанием почти как мама. Она говорила «как надо жить», как ведут себя «хорошие девочки», «настоящие мужчины», «лучшие друзья», «хорошие мамы» … добавляйте своё))
И эти установки продолжают жить в нашей тридцатилетней, сорокалетней и пятидесятилетней голове в неизменном, первозданном виде.
Именно на них мы ориентируемся, когда принимаем решения — «можно этого хотеть или нет», «идти или не идти», «делать, не делать». На то, что сказала тётя Зина, когда вам было 5 лет.
И эта «сверка часов» происходит бессознательно и мгновенно. Мы как бы сверяем сегодняшние желания с ранее установленной программой. И если желания системой не пропускаются, нас накрывают выше обозначенные чувства по очереди – одно за другим.
Ужас —
это первая мгновенная реакция. «Сиди и не вякай». «Рот закрой». «Ты меня своей активностью до могилы доведёшь». «Ты что смерти моей хочешь?» «Доведёшь мамку, доведёшь. Уйду я в могилу с тобой раньше времени».
Ни одна из этих «полученных в детстве» фраз-посланий (установок, по сути) не всплывает в голове, но при принятии решений мы «ориентируемся», причём мгновенно и бессознательно, именно на них. Чтобы их осознать, услышать, надо ещё до них докопаться.
Мы сверяем свои желания бессознательно, и если есть риск, что они вызовут ужас, то отказываемся от них мгновенно. Часто — даже от права что-либо хотеть. И дальше человек за собой уже не идёт.
Но если удаётся успеть испугаться своего стремления что-либо хотеть и даже пережить этот ужас обнаружения себя и своих желаний, то удаётся двинуться дальше.
Стыд —
«Совсем стыд потёрла!» «А вон, что удумала!» «Ни стыда, у тебя ни совести!» «Да чтоб глаза мои тебя, бесстыжую, не видели!» «Посмотри на себя — какая ты мать?!» «Ещё девочка, называется!» «Нечего здесь хвостом крутить!» «Ещё такого в нашем роду не было!» «Вырастили на своё голову!» «Попробуй только принести в подоле!»
Стыдить у нас мастера во все времена. Искусство это передаётся с небольшими поправками воспитателями детских садов как вымпел. Застыдить до смерти — это, кажется задача всех учителей, и по сей день стыд считается в школе лучшей мотивацией.
Для многих матерей, даже совсем молоденьких, стыд — лучший регулятор поведения своего ребёнка. «Посмотри, как мне за тебя стыдно». «Вот будешь…, тогда будут над тобой мальчики (девочки; все) смеяться». «И не стыдно тебе?»
На консультации, совестно с психологом (в одиночку очень сложно услышать и отделить от себя все вот эти «установки-программы из детства»), находится много личного, внушённого постыдного, часто совершенно абсурдного, что заставляет человека отказываться от собственных желаний и целей.
Если удаётся и стыд пережить и прожить, испытать это чувство и совершить собственный выбор — понять чего же я хочу и принять это — то удаётся двинуться дальше. К возможности не только думать о своих желаниях, но и совершать действия. Что-то делать, чтобы их осуществить.
А тут, извините, встречает вина.
Вина —
это чувство сопровождает любой выбор. Выбирая что-либо, мы отказываемся от другого. И испытываем чувство вины. Выбирая, пойти гулять с мальчиком вместо помощи маме; выбирая поехать вдвоём с мужем в отпуск вместо того, чтобы провести это время с детьми; выбирая книгу вместо просмотра с мужем фильма; выбирая работу вместо занятий с ребёнком или остаться с ребёнком вместо работы, – мы всегда испытываем чувство вины. Просто потому что есть вариант, от которого необходимо отказаться.
И вопрос в том — насколько эта вина нам по силам. Способны ли мы её прожить и пережить. И принять взрослое, осознанное решение: пойти за своим выбором, совершать действия — или «остаться в рамках дозволенного».
Но если блок системы «детские программы-установки» настолько велик, что не даёт приблизиться к этому третьему шагу, то фантазии остаются фантазиями — человек знает, что он хочет, но дальше не идёт. Никаких действий не предпринимает.
И здесь, как везде, есть свои установки, благодаря которым бессознательно совершается выбор в сторону отказа от своих желаний и намерений.
«Хорошие люди так не поступают». «Настоящая мать так никогда не сделает».» Хорошая жена будет терпеть». «Хорошая дочь останется с матерью». «Свой крест неси до конца». «Раз уж на роду написано…» «На чужом несчастье своего счастья не построишь». «В нашей семье принято так».
Психическим здоровьем человека считается возможность проживать (осознавать, «переваривать», принимать) чувства ужаса, стыда и вины — и совершать осознанный выбор.
Блокировка собственных желаний и потребностей напрямую влияет и на физическое здоровье человека.
Энергия, активированная в теле на удовлетворение потребности, так и не тратиться по назначению и возвращается обратно в тело, создавая болезненный физический симптом.
Все острые, внезапные боли — это реакция тела на неудовлетворение возникшей потребности.
Например, внезапная головная боль или желание ни с того ни с сего спать, когда вроде бы надо активничать – это два вида реакции тела на нежелание даже обнаруживать свои потребности (то есть на нежелание встречаться с ужасом, стыдом и виной при обнаружении себя и своих истинных потребностей).
Психотерапевты выделяют целый список психосоматических (как говорят ещё — «на нервной почве») заболеваний, причина которых в отказе личности удовлетворять свои потребности и идти за собой. И с каждым годом этот список растёт. Такое страшное и зловещие заболевание, как рак, тоже из их числа.
В зависимости от того, на каком этапе произошёл отказ личности от своих потребностей и желаний — на этапе только обнаружения себя, как отдельной личности, имеющей потребности; на этапе осознания — а чего же я хочу на самом деле; или на этапе действий — формируется определённый симптом, который дислоцируется в конкретном органе и при долговременных повторах перерастает в психосоматическое заболевание.
Примеры психосоматических заболеваний: мигрени, заболевания щитовидной железы, органов дыхания, дискенезия желчевыводящих путей, заболевания поджелудочной железы, заболевания суставов и мышц опорно–двигательного аппарата, кожные заболевания, экземы.
Личность дорого платит за отказ от собственных потребностей и желаний. Человек расплачивается своим телом.
Неспособность человека прожить тягостные чувства — ужас, стыд, вину, — связанные с любым процессом обнаружения своих желаний и действий по их реализации, блокировка своей чувствительности, отказ от личного выбора в пользу установок, внушённых с детства, ведёт как и к психической неудовлетворённости собой и своей жизнью, так и к вполне конкретным физическим заболеваниям.
Человеку свойственно отчуждать свои потребности, потому как для выживания популяции в целом важно, чтобы у общества был набор правил поведения, которые транслируются из поколение в поколение и обеспечивают определённый «порядок». Но для выживания отдельной личности, для её психического и физического здоровья важно слышать себя. И это «себя» очень часто идёт в разрез с установками, создавая внутренний конфликт и вызывая чувства ужаса, стыда и вины. Нежелание встречаться с этими тяжёлыми чувствами заставляет человека мгновенно и часто совершенно бессознательно делать выбор в сторону отказа от своих желаний. Отсюда неудовлетворённость собой и своей жизнью и отсутствие мотивации идти к вроде бы очень важным и нужным целям.
Консультация психолога начинается с вопроса «Чего вы хотите?»
Чтобы выяснить, что на самом деле хочет человек, что стоит за его «мне надо», может понадобиться несколько встреч-консультаций: таким сильным может быть «психологическое сопротивление» у человека, даже сознательно и самостоятельно пришедшего на консультацию и желающего решить свои проблемы (испытывать чувства вины, стыда и страха очень неприятно, и гораздо проще делать вид, что «я успешен в целом, только вот…»).
Процесс «разморозки» потребностей (то есть осознавания своих истинных желаний) и обнаружения себя настоящего сродни рождению, он требует времени; оживление личности происходит слой за слоем. Сначала оживает тело, появляются симптомы, человек начинает слышать своё тело, а оно с радостью с ним «разговаривать»)).
Затем появляются чувства — оживает именно то, что вытеснялось.
А что у нас обычно вытесняется? Правильно — то, что не очень приятно и меньше всего хочется видеть и знать. Поднимаются все виды агрессивных чувств. От раздражения до ярости. Личность оживает. И человек начинает предъявлять счета всем, кто был и есть в его жизни.
Симптомы за которыми прятались эти чувства, исчезают. Чувства оживают и признаются, а тело выздоравливает.
Вместо того, чтобы проживать свои чувства на уровне тела, с помощью симптомов и болезней, человек начинает их выражать.
Поэтому, когда вместо переживания жуткой головной боли клиент начинает предъявлять претензии к партнёрам по бизнесу (или по браку) и говорить нелицеприятные, но правдивые вещи — это прогресс.
Человек учится слышать себя и понимать свои потребности, формулировать их в желания и совершать осознанный выбор. Он учится проживать всю гамму чувств, с этим выбором связанную, и делать конкретные шаги к своим целям.
Он уже может опираться на себя, а не на внушённые в детстве установки.
Жизнь становится более живой и интересной. Не смотря на массу ошибок и признание своего несовершенства, удовольствие от жизни увеличивается.
Качество самой жизни растёт.
Я думаю, в этом и есть настоящая польза встречи с психологом.
В том, чтобы человек мог полноценно жить своей жизнью.