Помните книгу Клариссы Пинкола Эстес «Бегущая с волками» (глава 3 в ней называется «Разнюхать факты: возвращение интуиции как инициация»), в которой описывается и анализируется сказка о Василисе Премудрой?
Если попытаться не драматизировать, а посмотреть на тему «мертвая мать» с точки зрения юнгианского подхода Клариссы Пинкола Эстес, то можно осознать, что проблема эта – не личная трагедия, а нечто из области Вечного Поиска Смысла. Понимание масштаба как бы снижает накал горести и обиды, и Ресурсом становится понимание того, что ты не одна (а именно – ВСЕ ЖЕНЩИНЫ МИРА) идут этой дорогой.
Кстати, в этой главе очень хорошо и последовательно «разложены по полочкам» все психотерапевтические ступеньки, по которым можно идти (цитирую):
— Задача первая: позволить слишком доброй матери (или – бабушке, иногда и так бывает) умереть
«…для некоторых девочек процесс развития новой, более проницательной внутренней матери – матери по имени интуиция – завершается лишь наполовину, и получившие такое посвящение женщины годами блуждают, томясь от жажды пережить полную инициацию и нуждаясь в ней, и сами, как могут, латают свои недостатки.
…Остановка процесса инициации происходит у женщин по разным причинам, например, если на долю девочки выпало слишком много трудностей психологического характера, особенно если в раннем возрасте у нее не было постоянной «в меру доброй» матери).
…Поэтому первый шаг – перестать цепляться за сияющий архетип неизменно милой, слишком доброй матери души. Нас ждет дикая мать – ждет, чтобы научить».
— Задача вторая: разоблачить тень
«…Мачеха и ее дочери (в сказке о Василисе) олицетворяют неразвитые, но вызывающе жестокие элементы души. Это теневые элементы, то есть те аспекты личности, которые эго считает нежелательными или бесполезными и поэтому изгоняет во тьму. С одной стороны, этот теневой материал вполне может быть положительным, потому что часто во тьму вытесняются и женские дарования, скрываются там и ждут, чтобы их обнаружили. С другой стороны, отрицательный теневой материал – тот, который с готовностью уничтожает или тормозит любую новую жизнь, – тоже можно использовать в своих целях, как мы увидим дальше. Когда он прорывается, мы наконец-то опознаем его истоки и качества, отчего становимся еще сильнее и мудрее».
…Интересно отметить, что тем дочерям, чьи отцы наивны, обычно необходимо гораздо больше времени, чтобы достичь пробуждения».
— Задача третья: ориентироваться в темноте
«…Нарушение связи между женщиной и ее дикой интуицией часто неверно понимают так, будто нарушена сама интуиция. Дело не в этом. Нарушена не интуиция, нарушено ее благословение, передающееся по материнской линии, передача интуитивного доверия между женщиной и всеми женщинами ее рода, которые ей предшествуют, – эта длинная река женщин была запружена. В результате у женщины может быть ослаблено понимание интуитивной мудрости, но, если поупражняться, оно возвращается и полностью проявляется».
— Задача четвертая: встретиться с дикой колдуньей лицом к лицу
«…Василиса начинала как подавленная, приземленная личность.
Баба Яга – это самая суть инстинктивной, целостной души.
И Василиса, стоя перед ней, принимает это божество, Дикую Мать, вместе с ее мудростью, бородавками и всем прочим. Одна из самых удивительных черт Яги, запечатленных в этой сказке, – то, что, несмотря на все угрозы, она справедлива. Она не обижает Василису, пока та относится к ней почтительно. Почтение перед лицом великой силы – решающий урок».
— Задача пятая: служить нерациональному
«…Баба Яга, Дикая Мать, – вот наставница, которая может дать нам совет в этих вопросах. Она научит наводить порядок в доме нашей души. Она внушает эго другой порядок – тот, при котором могут происходить чудеса, может царить радость, может разыгрываться аппетит, и все можно делать со вкусом. Баба Яга – образец того, как оставаться верной своей Самости. Она учит и смерти и обновлению».
— Задача шестая: отделить одно от другого
«…В этой части сказки Баба Яга требует от Василисы выполнения двух очень важных заданий. Вот задачи женской души:
Научиться точно узнавать, безошибочно отделять одно от другого, научиться делать тонкие различия в суждениях (перебрать зерно, отделив хорошее от испорченного, и выбрать маковые семена из кучи грязи). Наблюдать за силой бессознательного и его деятельностью даже в те моменты, когда эго не осознает происходящего (пары рук, возникающие из воздуха). Больше узнать о жизни (зерно) и смерти (маковые семена)».
— Задача седьмая: спросить о тайном
«…Все мы начинаем с вопроса: «Что я в действительности собой представляю? Каково мое предназначение на этой земле?»
Получается, что это очень важно – позволить жить, позволить умереть. Это основа природного ритма, который женщине следует понимать – и которому следует подчиняться. Понимание этого ритма уменьшает страх, потому что мы предвидим будущее – и земля набухает, готовясь принять останки. Куколка и Яга – дикие матери всех женщин, они приносят дары – острую интуицию – из сферы личного и божественного. В этом высший парадокс и урок инстинктивной природы, своеобразный «волчий буддизм». Одно есть оба. Из двух получается три. То, что живет, – умрет. То, что умирает, – будет жить».
— Задача восьмая: встать на четвереньки
«…вручая Василисе пылающий череп, Яга дает ей изображение старухи, «родовую ведунью-знахарку», чтобы девочка пронесла ее с собой по жизни. Она передает Василисе наследство материнской линии знания, которое пребывает в целости и сохранности в пещерах и ущельях души.
…Если женщина дошла до этой ступени, значит, она сумела расстаться с опекой своей внутренней слишком доброй матери (т.е. — «мертвой матери»), научилась предвидеть превратности внешнего мира и справляться с ними, преодолевая их, а не усложняя.
…Прислушиваясь к своему внутреннему голосу, она сумела найти дорогу во тьме и вынести вид Ведьмы, которая олицетворяет одну из сторон нашей собственной природы, но еще и властную дикую природу. Так она обрела способность понимать эту страшную и мудрую силу в себе и других. Она уже больше не скажет: «Я боюсь кого-то или чего-то».
Получив наследство матерей – интуицию человеческой стороны природы – и дикое знание той стороны души, она во всеоружии. Она идет по жизни, уверенно ступая, шаг за шагом, женственно. Она слилась воедино со своей силой и теперь видит мир и свою жизнь в новом свете. Посмотрим, что бывает, когда женщина становится такой».
— Задача девятая: преобразить тень
«…На какой-то миг Василиса пугается силы, которую несет, и ей хочется выбросить пылающий череп. Не удивительно, что, когда в ее распоряжении оказывается такая колоссальная сила, эго думает: пожалуй, лучше, проще, безопаснее избавиться от этого жгучего света, потому что его слишком много и из-за него Василисы тоже стало слишком много.
У каждой женщины, которая обретает интуицию и способности Яги в придачу, бывает момент, когда ее одолевает искушение отделаться от них, – что проку видеть и знать все это? Сияющий из черепа свет безжалостен.
Но благодаря этому свету до сознания доходит чудесная и глубокая красота мира и людей. Благодаря этому пронизывающему свету можно увидеть за дурным поступком доброе сердце, можно разглядеть под ненавистью сломленный хрупкий дух, можно многое понять вместо того, чтобы пребывать в недоумении. Этот свет помогает различать слои личность-намерения-побуждения в других людях. Он поможет выявить сознательное и бессознательное у себя и других. Он – волшебная палочка, открывающая знание. Он – зеркало, в котором можно увидеть и почувствовать все на свете. Он – сокровенная дикая природа.
Плутая по лесу, Василиса, безусловно, думает о своей неродной семье, которая коварно послала ее на смерть, и, хотя у девочки добрая душа, череп отнюдь не добр: его дело – быть зорким. Поэтому, когда она хочет бросить череп, мы понимаем, что она думает о той боли, которую причиняет знание некоторых вещей о себе, о других и о мире.
Тема окончания сказки – умение позволять умереть. Василиса – прилежная ученица. Разве она начинает биться и пронзительно кричать, когда череп сжигает злодеек? Ничуть не бывало. Умирает то, что должно умереть».
Читать эту книгу – интеллектуальная и духовная поддержка в Пути. Я распечатываю отдельные главы, даю эти листы читать клиентам, разъясняю, привожу примеры и анализирую потом вместе с ними прочитанное – очень всем нравиться, значительно экономит психотерапевтическое время, придает глубину и мудрость осмыслению проблем (как себе, так и Клиентам).
Консультации психолога в Сыктывкаре (отношения с мамой, с родителями; непринятие самого себя, своего веса, своей внешности; нехватка уверенности в себе) — тел. 79-28-12.