Статья, возможно, спорная, но после её прочтения в любом случае можно захотеть что-то осмыслить и изменить — в Самом Себе. Консультация психолога Надежды Ясинской в Сыктывкаре — тел. 79-28-12.
«Вырастая, ребенок приобретает ряд черт, которые определяют его дальнейший жизненный путь; даже если он сам не пьет, тем не менее, детский опыт закладывает свой фундамент.
Я недавно натолкнулась на очередное обсуждение, связанное с детьми алкоголиков. Народ негодовал по поводу того, почему, в конце концов, нельзя «взять себя в руки и все исправить». Вот, мол, неужели непонятно, что ты опять замужем за алкоголиком или каким-то другим нехорошим человеком, который повторяет твою семейную ситуацию в детстве?..
Конечно, совет «взять себя в руки и что-то сделать» всем очень помогает. Это здорово, если знаешь где руки, за что взять и что сделать . Но вот загвоздка в том, что дети алкоголиков получают весьма специфические знания об окружающем мире. У них нет часто вообще такого понятия, что жить можно по-другому.
По меткому определению Джанет Войтиц, автора книги , посвященной детям зависимых от алкоголя, алкоголик в семье, как «динозавр в гостиной». Животное шевелится и сотрясает весь дом, жители как могут заделывают трещины и подпирают стены. Жить внутри нельзя, но выхода особого нет. Приходится быть начеку чтобы тебя не зашибло хвостом или не наступили лапой.
Часто алкоголик в семье — это большой-большой секрет. И не столько для окружающих, ибо они-то знают про динозавра в вашем доме, сколько для самой семьи. Это происходит по трем причинам:
- Сам алкоголик отрицает зависимость от алкоголя. Он всегда может бросить, по собственному мнению.
- Партнер алкоголика так же отрицает зависимость, либо «лечит» зависимого и спасает его (фактически является со-зависимым). И фактически создает «фасад нормальной семьи».
- Ребёнок вынужден не выражать свои чувства по поводу происходящего и не говорить никому те вещи, которые его пугают в семье. Если он будет говорить об этом, то его будут воспринимать, как предателя, человека который не любит маму и папу, а значит он останется без родительской любви.
Ребенок алкоголика часто становится довольно рано сам себе родителем, и начинает сам о себе заботится с малых лет. У родителей на него нет достаточно времени. Если оба родителя пьют , то они заняты спиртным, если это зависимый и со-зависимый, то у них тоже своя игра, в которой ребенок может быть средством и инструментом для манипуляции. Как личность ребенок для родителей может быть не видим.
Часто дети в семье алкоголиков начинают рано пить. И тут дело не только в генетике. Алкоголь может служить инструментом, который помогает стать видимым в мире родителей. Он может сидеть с ними за столом, испытывать те же чувства, что и они, воссоединиться с ними. Он так же может стать еще одним зависимым и его настроение и поступки будут важны для со-зависимой матери или отца.
Вырастая, ребенок приобретает ряд черт, которые и определяют его дальнейший жизненный путь.
Даже если он сам не пьет, тем не менее, детский опыт закладывает свой фундамент:
- Взрослые дети алкоголиков не знают, что такое «нормальная семья». Для них нормальная семья — это родительский образец. Даже если они совершенно не пьют и вообще ведут трезвый образ жизни, у них часто бывают весьма своеобразные понятия. Например, очень многие полагают, что насилие и физическое и эмоциональное в семье — норма, и что по другому детей не воспитать. Они не знают, что делать с семьей в свободное от работы время, как проявлять чувства.
- Они с трудом следуют правилам и планам действий. В их семье планов не было, и все зависело от капризов алкоголика и его состояния. Более того, строить планы и потом наблюдать, как все рушится, довольно болезненно, поэтому иногда лучше не начинать этого вообще.
- Они часто лгут, если высказывание правды может кого-то расстроить или вызвать негативные чувства.
- Судят себя без жалости. Так как они часто подвергались постоянной критике со стороны родителей, и все их существование было пронизано осознанием своей ненужности и неадекватности. Чтобы ты не сделал, все плохо и глупо.
- Они не могут расслабиться и получать удовольствие от жизни. В их детстве эта часть была сведена к минимуму и, как правило наказывалась, потому что пункт 4.
- Испытывают трудности в проявлении интимности и построении интимных отношений. Быть слишком близко к человеку опасно. Сегодня ты ему доверишься, а завтра тебе «наваляют» за это. Чувства проявлять опасно и никому не нужно их видеть.
- Дают чрезмерную реакцию на ситуации, где теряют контроль. Для ребенка это было опасно — потерять контроль, не суметь вовремя увернуться, не попасть под горячую руку. Расслабился, не контролируешь окружающую среду- сейчас тебе достанется.
- Им нужно постоянно подтверждение, что они делают правильно, и их ув этом надо убеждать. Так как ребенок находится в условиях , где за одно и тоже могут и похвалить, и побить, то ему необходимо внешнее одобрение, иногда неоднократное, что у него все хорошо и он делает все правильно.
- Они чувствуют себя иными, не принятыми в обществе людей. Во-первых, ребенок был всегда чужим и ненужным в семье на фоне разных семейных неурядиц. Во-вторых, ему довольно сложно было жить среди сверстников. Всегда могло произойти, что-то позорное и не по вине ребенка. Он мог не сделать домашнее задание, потому, что его отец читал ему нотации до 12 часов ночи, или выкинул его тетрадки. Он не может пригласить детей к себе в гости, потому, что тогда они могут узнать «секрет» и увидеть пьяного отца. И многое другое.
- Он чувствует себя ответственным за судьбы окружающих, ему кажется, что без него все рухнет. Только одно неверное движение — и папа/мама рассердятся, и тогда… катастрофа. Может быть, наоборот, стать полностью безответственным и не интересующимся окружением. Слишком большой эмоциональный груз вытесняет желание вообще как-то участвовать в жизни других людей.
- Они, как правило, верны партнеру даже тогда, когда нет никаких причин быть верным. Т. е. любят в основном вопреки. Даже вопреки здравому смыслу.
- Они импульсивны. Каждое действие вызывает страх, что оно будет не правильным, и поэтому человек может делать наугад, «пан или пропал». Если выпадает «пропал», человек тут же смущается, запускает самоуничижение и ощущает, что потерял контроль над ситуацией, жизнью и самим собой.
Вообще с таким набором качеств довольно сложно поддерживать здоровые отношения. Чаще всего, заведя знакомства или роман с людьми, не имеющими такого багажа из детства, взрослые дети алкоголиков не находят с ними общего языка. И с детьми алкоголиков завести роман довольно трудно.. Им нужно выполнять довольно много защитных действий и довольно сложно построить хорошую эмоциональную связь. Чтобы исправить что-то В СЕБЕ, быть другим, нужно осознать в чем суть проблемы с ними. Но так как для детей алкоголиков часто тема злоупотребления спиртным остается запретной и для них происходившее в семье нормально, — сделать шаг к осознанию довольно сложно.
Более того, так как кони всегда пытаются все сделать правильно и исправить прошлое, они выбирают себе в партнеры алкоголика. Это понятная простая среда, в которой они выросли и они знают правила игры».
Источник: http://www.vospitaj.com/blog/12-chert-kharaktera-vzroslykh-detejj-alkogolikov/