СЕГОДНЯ — 29 октября, в четверг:
начало в 18.30 в Центре «АФИНА» на Советской, 12 проводится СЕМИНАР «Я ХОЧУ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЁНКУ». Стоимость — 400 руб.
ТЕМА: «ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ ЗЛОСТИ».
Справки и запись (заранее, часа за 2 ДО начала мероприятия) по тел. 79-28-12 или 8-909-124-96-88 (ведущая Надежда Юрьевна Ясинская).
Запись уже есть, присоединяйтесь!

gnev_deti

Гроза детей, источник огорчения для родителей… Ершистого, драчливого ребенка трудно принять таким, какой он есть, и еще труднее понять…

Отверженный

Почти в каждом классе есть хотя бы один ребенок, который нападает на остальных, обзывает их, грубит педагогам и не успокаивается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Почему он так себя ведет, заранее зная, что со стороны детей он может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание?

Детская враждебность отражает внутренний дискомфорт: ребенок чувствует себя отверженным и никому не нужным. Как стать любимым и ценным — вот неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Он ищет разные способы привлечь внимание взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы, но как сделать лучше – он не знает.

Такой ребенок часто не замечает, что своим поведением вселяет в окружающих страх и беспокойство. Ему, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно его. Вот и получается, что агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Признаки агрессивности

Предположить, что ребенок агрессивен, можно, если в течение не менее четырех месяцев в его поведении проявлялись хотя бы четыре признака из семи:

спорит, ругается со взрослыми

часто отказывается соблюдать правила

специально раздражает людей

винит других в своих ошибках

нередко сердится и отказывается что-либо делать

временами завистлив и мстителен

часто теряет контроль над собой

Можно злиться или нельзя?

Исследования психологов показали, что родители, подавляющие агрессию детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, развивают чрезмерную агрессивность. Это происходит потому, что подавленный гнев накапливается, и довольно малейшей провокации, чтобы «бомба» взорвалась. Эта привычка, кстати, сохраняется и во взрослые годы, осложняя совместную жизнь с такими людьми. Между тем, гнев чаще всего возникает в результате ограничения свободы, и это естественная реакция независимой личности. Ничего плохого в этом нет. Если же взрослым удалось внушить ребенку, что злиться нельзя, ему будет очень трудно отстаивать свои права. И со временем он превратится в ябеду, тихоню или провокатора. Вряд ли вам понравится такое превращение. Кроме того, подавленный гнев повышает риск психосоматических заболеваний: крапивница, дерматиты, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония, — могут стать хроническими спутниками ребенка.

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции чада, он будет считать такое поведение дозволенным, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастут в привычку действовать агрессивно.

Вывод напрашивается простой: научите ребенка адекватно выражать гнев.

Однако на практике у многих родителей это не получается, потому что в нашей культуре принято считать, что проявление негативных эмоций – крайне недостойная реакция. У итальянцев, например, такой проблемы не существует. Покричали, мирно разошлись, и — все здоровы. Чтобы не стать «копилкой гнева», не стоит каждый раз сдерживаться. Рано или поздно вы все же почувствуете потребность его выплеснуть, но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на тех, кто слабее и не может дать отпор. Мы можем научиться сами и научить своих детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Как выражать гнев

1. Когда ребенок рассердился, вместе с ним нарисуйте обидчика. Причем так и в таком виде, как хочется оскорбленному детскому достоинству. И подпишите рисунок как того душа просит. Единственное условие такого самовыражения – кроме вас и ребенка никого не должно быть рядом. Полная анонимность и никаких свидетелей!

2. Можете вместе поиграть в «Обзывалки». Для этого по очереди называйте друг друга разными необидными словами. Заранее оговаривается условие, какими названиями можно пользоваться, а какими — нельзя. Это могут быть фрукты, овощи, грибы, мебель и прочее. Каждое обращение должно начинаться со слов: «Ты… морковка!» «А ты… мухомор!» Помните, «редиска» – значит плохой человек? В конце игры обязательно скажите друг другу что-нибудь приятное, например: «Ты – солнышко!» Эта игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей.

3. Существует множество способов работы с гневом. Например, игры с песком, водой, глиной. Из глины можно слепить фигурку своего обидчика, разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Кстати, возможность проявить благородство и «вернуть ее к жизни» привлекает детей больше всего.

4. Другой способ: каучуковым шариком сбивайте другие шарики, плавающие в воде. Или струей воды сшибайте легкие игрушки и предметы.

Можно сдувать из соломинки дрейфующий кораблик или прицельно потопить целую эскадру.

Такие игры, как вы догадываетесь, не только полезны, но и приятны. А еще ваш драчун почувствует себя нужным и значимым, ведь если ему уделяют столько внимания, значит – любят. Кстати, в любом парке детских развлечений есть немало аттракционов, помогающих отреагировать гнев.

Пока я сама не стала мамой, я нередко вывозила своих племянников на подобную  «профилактику». Макс отрывался в тире: банки падали одна за другой с потрясающим «бамс-сом». Кроме разрядки он получал в подарок мягкие игрушки. Антон был в восторге от барсуков, которых нужно было нещадно колотить по голове, как только они показывались из «норки». А моя коллега с наслаждением сбивала с полок игрушечных котов.
Детям постарше подойдет пейнтнбол (войнушка — прекрасный способ разрядки), ну а занятия в спортивных секциях — вне конкуренции…

Конечно, ребенок не может выразить злость такими способами, если во время урока его толкнул сосед по парте. Но каждый ученик может завести «листок гнева». Это обычный лист, на котором изображено какое-нибудь смешное чудовище с огромным хоботом, длинными ушами и восемью ногами. Хозяин листа в момент вспышки гнева может скомкать лист и разорвать его. А может нарисовать собственное чудовище или свой гнев.

Конечно, такое обучение будет успешно лишь в том случае, если станет систематическим, в течение довольно длительного времени.

Как показывает практика, родителям такое обучение нравится не меньше, чем их детям…

Автор — Ольга Берг. Источник — http://olga-berg.ru/articles/causes_of_child_anger/

Добавить комментарий